FALERISTIKA.SU

Форум по изучению наград и истории

All times are UTC + 2 hours [ DST ]




Post new topic Reply to topic  [ 50 posts ]  Go to page Previous  1, 2, 3, 4, 5
Author Message
PostPosted: Sat Dec 04, 2021 12:52 pm 
Offline

Joined: Mon Nov 15, 2010 7:15 pm
Posts: 903
Quote:
Орден найден один без бойца.

Так ведь потеряшка.


Top
 Profile Send private message  
Reply with quote  
PostPosted: Sat Dec 04, 2021 4:17 pm 
Online
кавалер форумного знака
User avatar

Joined: Sun Feb 06, 2011 11:53 am
Posts: 2799
Боец погиб в Крыму, орден найден в Крыму.


Top
 Profile Send private message  
Reply with quote  
PostPosted: Mon Jan 31, 2022 5:58 pm 
Offline
с доступом

Joined: Sun Jan 17, 2010 7:01 pm
Posts: 4924
См. viewtopic.php?f=49&t=26653


Подвиг в бардаке: за что на самом деле советским летчицам присвоили звание Героев Советского Союза

Только много лет спустя стали известны подробности этого полета, а также все трагедии, которые произошли и еще могли произойти
В сентябре 1938 года из подмосковного аэропорта Щелково вылетел самолет АНТ-37 «Родина». Его экипаж в составе Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой планировал долететь до Комсомольска-на-Амуре и побить существующий мировой рекорд по дальности полета для женщин. Но все с самого начала пошло не так.

Время рекордов и свершений.

Середина 30-х годов минувшего столетия стала временем трудовых и авиационных рекордов. Советские самолеты считались высокотехнологичными, хотя и не очень надежными машинами. Зато на коротких дистанциях демонстрировали отличные результаты скорости. А отдельные образцы летной техники при соответствующей доработке и добавлении дополнительных баков для топлива могли преодолевать сверхдальние расстояния.
В 1934 году советские летчики проявили невиданный героизм при спасении челюскинцев, застрявших на полярной льдине, а сразу 8 пилотов удостоились только учрежденного звания Героя Советского Союза.
Это подстегнуло остальных, а беспосадочный перелет экипажа Валерия Чкалова в Америку через Северный полюс (1937 г.) только спровоцировал начало невиданной авиационной гонки, в которой каждый старался опередить каждого.

«Лебедь, рак и щука» сверхдальнего перелета
К тому времени в СССР было много высококлассных пилотов-мужчин, а вот женщин – всего две.
Любимица Сталина – гражданский пилот Валентина Гризодубова – к середине 1938 года побила пять рекордов по высоте, скорости и дальности полета, а конкурирующая с ней военная летчица Полина Осипенко – только три.
Когда летом 1938 года Валентина Гризодубова лично явилась на прием к товарищу Сталину и пообещала побить мировой рекорд по дальности беспосадочного перелета в составе женского экипажа, то без проблем получила необходимое разрешение. Военное руководство страны со скрипом вынуждено было разрешить Полине Осипенко стать только вторым пилотом. Но перечить хозяину было нельзя.
Не осталась в стороне и госбезопасность, руководство которой продвинуло в экипаж штурмана Марину Раскову, являвшуюся, по совместительству, старшим лейтенантом НКВД. Некоторые историки считают, что допускался вариант бегства летчиц в Китай, а Марине в случае необходимости предстояло ликвидировать предателей.
Не благодаря, а вопреки
Старт перелета долго оттягивался из-за неготовности самолета АНТ-37 «Родина», в котором постоянно находили какие-то проблемы. Разрешение на взлет было получено только 23 сентября, когда на Дальнем Востоке погода начала стремительно портиться.
Но это никого не смутило, как и тот факт, что за несколько дней до этого по подозрению в шпионаже НКВД арестовало полковника Алехина, отвечавшего за радиосвязь с «Родиной». Радиопозывные с частотой решили немедленно поменять. Вот только штурмана Раскову об этом так и не предупредили.
Радиосвязь на самолете не работала уже перед стартом, но не желавшие отказываться от рекорда и славы девушки решили, что смогут восстановить ее во время полета. Неимоверная самонадеянность, которая едва не привела к трагедии.
Да и механики «постарались», залив в дополнительные баки горючего на 30 часов полета. Хотя его едва хватило на 26. Сам же самолет АНТ-37, обвешенный 17 баками с горючим, не подвел летчиц. Он плавно оторвался от земли и прекрасно управлялся все время полета.

[b]Вслепую на крыльях «Родины»[/b]
После того как «Родина» набрала высоту, с ней тщетно попытались связаться по радио. Но уверенность в опыте и профессионализме экипажа была таковой, что руководству страны начали передавать информацию о полете, рассчитывая местонахождение экипажа по предполагаемому маршруту полета и сгоревшему топливу. ТАСС даже официально сообщил, что в 17:34 24 сентября АНТ-37 миновал уральский город Карган, после чего связь с экипажем стала нерегулярной.
В реальности все было гораздо сложнее. Из-за того, что на расчетной высоте 5000 метров на крыльях «Родины» начала образовываться наледь, Гризодубова подняла самолет на 7,5 км. Пилоты надели кислородные маски и сильно обморозились.
В расчетное время летчицы просто не увидели из-за облаков озеро Байкал и не совершили нужный разворот в сторону Комсомольска-на-Амуре. Только утром 25 сентября (по местному времени) Гризодубова смогла разглядеть, что самолет летит над Охотским морем в районе Шантарских островов.
Девушки развернулись на запад, но до Комсомольска-на-Амуре у них банально не хватило топлива. Благо, что на пути оказалась достаточно ровная поверхность болот в бассейне реки Амгунь, куда и было решено посадить самолет, не выпуская шасси.
Чтобы в случае неудачи сохранить жизнь хотя бы одного члена героического экипажа, Гризодубова приказала Марине Расковой выпрыгнуть с парашютом, а сама вместе с Осипенко смогла совершить достаточно аккуратную посадку.

Спасти героинь и собственную шкуру
Когда в расчетное время АНТ-37 не появился в Комсомольске-на-Амуре, ответственные люди заволновались и отправили на его поиск сразу несколько самолетов. Еще бы, ведь каждого из них могли обвинить в совершении диверсии и провокации.
Всего в спасательной операции приняли участие более 50 самолетов различных типов, а также сотни военных и таежных охотников, отправленных на прочесывание местности.
Только через 10 дней одна из поисковых экспедиций наткнулась на Марину Раскову, которая за все время съела всего две плитки шоколада. Опытный штурман показала направление полета «Родины», значительно сузив круг поиска. Гризодубову и Осипенко, которые все время находились в салоне АНТ-37, обнаружили буквально через несколько часов.
Ожидая заслуженных наград за участие в удачной спасательной экспедиции, некоторые авторитетные летчики начали совершать не разрешенные командованием полеты.
4 октября к обнаруженной «Родине» отправился комдив Яков Сорокин на самолете ТБ-3. Примерно в это же время также нелегально вылетел летчик Александр Бряндинский на «Дугласе». Оба взяли с собой пассажиров, которые планировали посмотреть на спасенных летчиц, сделать запоминающиеся фото и рассказывать потом, что принимали участие в спасательной операции.
Из-за ошибок в пилотировании и бравирования пилотов собственным мастерством самолеты столкнулись, а все находившиеся в них 16 человек погибли (некоторые источники сообщают о 20 погибших). Правда, об этом советскому народу ничего не рассказали.
Три судьбы
За совершение беспрецедентного перелета Москва – Дальний Восток и преодоление 6450 км (по прямой – 5910 км) в ноябре того же года Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой присвоили звания Героев Советского Союза. Первыми среди женщин.
В дальнейшем их судьба сложилась по-разному. Менее чем через год 11 мая 1939 года Полина Осипенко погибла в авиакатастрофе, совершая учебный полет с летчиком Анатолием Серовым. Он был мужем популярной актрисы Валентины Серовой, которая, даже став потом женой знаменитого поэта Константина Симонова, до конца не оправилась от трагедии, начала прикладываться к бутылке и спилась к концу жизни.
Марина Раскова во время Великой Отечественной войны сформировала первые в истории женские авиационные подразделения, а ее «Ночные ведьмы» на По-2 стали для фашистов неимоверной головной болью. Марина погибла 4 января 1943 года в авиакатастрофе под Саратовом, перегоняя в часть новенький самолет.
Валентина Гризодубова прошла всю войну, командуя авиационным полком. Лично совершила более 200 боевых вылетов и ушла в отставку в звании полковника. Вплоть до своей смерти 28 апреля 1993 года руководила Научно-исследовательским летно-испытательным центром, испытывая новейшие образцы радиолокационного оборудования


Attachments:
Валентина Гризодубова.jpg
Валентина Гризодубова.jpg [ 143.23 KiB | Viewed 1194 times ]
3.jpg
3.jpg [ 94.48 KiB | Viewed 1194 times ]
Top
 Profile Send private message  
Reply with quote  
PostPosted: Thu Feb 17, 2022 5:18 pm 
Offline
с доступом

Joined: Sun Jan 17, 2010 7:01 pm
Posts: 4924
Орден найден в Германии. Поисковики разыскивают родственников для передачи.


Attachments:
67A3AD89-2BCE-40CF-AA9F-5775874BD2DC.jpeg
67A3AD89-2BCE-40CF-AA9F-5775874BD2DC.jpeg [ 211.52 KiB | Viewed 1067 times ]
BA51D80D-AAE6-4413-B179-757819CC4D73.jpeg
BA51D80D-AAE6-4413-B179-757819CC4D73.jpeg [ 430.47 KiB | Viewed 1067 times ]
CE0D3F1B-1704-42FC-9707-F5B25A45E662.jpeg
CE0D3F1B-1704-42FC-9707-F5B25A45E662.jpeg [ 261.79 KiB | Viewed 1067 times ]
F2451C69-4B80-4D77-830B-11997A7DBA16.jpeg
F2451C69-4B80-4D77-830B-11997A7DBA16.jpeg [ 67.93 KiB | Viewed 1067 times ]
3BC95E35-1564-40E7-85DE-E134FDBE00E4.jpeg
3BC95E35-1564-40E7-85DE-E134FDBE00E4.jpeg [ 434.31 KiB | Viewed 1067 times ]
Top
 Profile Send private message  
Reply with quote  
PostPosted: Sun Mar 06, 2022 3:08 pm 
Offline
с доступом

Joined: Sun Jan 17, 2010 7:01 pm
Posts: 4924
Сергей 77 wrote:
См. viewtopic.php?f=49&t=26653


Подвиг в бардаке: за что на самом деле советским летчицам присвоили звание Героев Советского Союза

Только много лет спустя стали известны подробности этого полета, а также все трагедии, которые произошли и еще могли произойти
В сентябре 1938 года из подмосковного аэропорта Щелково вылетел самолет АНТ-37 «Родина». Его экипаж в составе Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой планировал долететь до Комсомольска-на-Амуре и побить существующий мировой рекорд по дальности полета для женщин. Но все с самого начала пошло не так.

Время рекордов и свершений.

Середина 30-х годов минувшего столетия стала временем трудовых и авиационных рекордов. Советские самолеты считались высокотехнологичными, хотя и не очень надежными машинами. Зато на коротких дистанциях демонстрировали отличные результаты скорости. А отдельные образцы летной техники при соответствующей доработке и добавлении дополнительных баков для топлива могли преодолевать сверхдальние расстояния.
В 1934 году советские летчики проявили невиданный героизм при спасении челюскинцев, застрявших на полярной льдине, а сразу 8 пилотов удостоились только учрежденного звания Героя Советского Союза.
Это подстегнуло остальных, а беспосадочный перелет экипажа Валерия Чкалова в Америку через Северный полюс (1937 г.) только спровоцировал начало невиданной авиационной гонки, в которой каждый старался опередить каждого.

«Лебедь, рак и щука» сверхдальнего перелета
К тому времени в СССР было много высококлассных пилотов-мужчин, а вот женщин – всего две.
Любимица Сталина – гражданский пилот Валентина Гризодубова – к середине 1938 года побила пять рекордов по высоте, скорости и дальности полета, а конкурирующая с ней военная летчица Полина Осипенко – только три.
Когда летом 1938 года Валентина Гризодубова лично явилась на прием к товарищу Сталину и пообещала побить мировой рекорд по дальности беспосадочного перелета в составе женского экипажа, то без проблем получила необходимое разрешение. Военное руководство страны со скрипом вынуждено было разрешить Полине Осипенко стать только вторым пилотом. Но перечить хозяину было нельзя.
Не осталась в стороне и госбезопасность, руководство которой продвинуло в экипаж штурмана Марину Раскову, являвшуюся, по совместительству, старшим лейтенантом НКВД. Некоторые историки считают, что допускался вариант бегства летчиц в Китай, а Марине в случае необходимости предстояло ликвидировать предателей.
Не благодаря, а вопреки
Старт перелета долго оттягивался из-за неготовности самолета АНТ-37 «Родина», в котором постоянно находили какие-то проблемы. Разрешение на взлет было получено только 23 сентября, когда на Дальнем Востоке погода начала стремительно портиться.
Но это никого не смутило, как и тот факт, что за несколько дней до этого по подозрению в шпионаже НКВД арестовало полковника Алехина, отвечавшего за радиосвязь с «Родиной». Радиопозывные с частотой решили немедленно поменять. Вот только штурмана Раскову об этом так и не предупредили.
Радиосвязь на самолете не работала уже перед стартом, но не желавшие отказываться от рекорда и славы девушки решили, что смогут восстановить ее во время полета. Неимоверная самонадеянность, которая едва не привела к трагедии.
Да и механики «постарались», залив в дополнительные баки горючего на 30 часов полета. Хотя его едва хватило на 26. Сам же самолет АНТ-37, обвешенный 17 баками с горючим, не подвел летчиц. Он плавно оторвался от земли и прекрасно управлялся все время полета.

[b]Вслепую на крыльях «Родины»[/b]
После того как «Родина» набрала высоту, с ней тщетно попытались связаться по радио. Но уверенность в опыте и профессионализме экипажа была таковой, что руководству страны начали передавать информацию о полете, рассчитывая местонахождение экипажа по предполагаемому маршруту полета и сгоревшему топливу. ТАСС даже официально сообщил, что в 17:34 24 сентября АНТ-37 миновал уральский город Карган, после чего связь с экипажем стала нерегулярной.
В реальности все было гораздо сложнее. Из-за того, что на расчетной высоте 5000 метров на крыльях «Родины» начала образовываться наледь, Гризодубова подняла самолет на 7,5 км. Пилоты надели кислородные маски и сильно обморозились.
В расчетное время летчицы просто не увидели из-за облаков озеро Байкал и не совершили нужный разворот в сторону Комсомольска-на-Амуре. Только утром 25 сентября (по местному времени) Гризодубова смогла разглядеть, что самолет летит над Охотским морем в районе Шантарских островов.
Девушки развернулись на запад, но до Комсомольска-на-Амуре у них банально не хватило топлива. Благо, что на пути оказалась достаточно ровная поверхность болот в бассейне реки Амгунь, куда и было решено посадить самолет, не выпуская шасси.
Чтобы в случае неудачи сохранить жизнь хотя бы одного члена героического экипажа, Гризодубова приказала Марине Расковой выпрыгнуть с парашютом, а сама вместе с Осипенко смогла совершить достаточно аккуратную посадку.

Спасти героинь и собственную шкуру
Когда в расчетное время АНТ-37 не появился в Комсомольске-на-Амуре, ответственные люди заволновались и отправили на его поиск сразу несколько самолетов. Еще бы, ведь каждого из них могли обвинить в совершении диверсии и провокации.
Всего в спасательной операции приняли участие более 50 самолетов различных типов, а также сотни военных и таежных охотников, отправленных на прочесывание местности.
Только через 10 дней одна из поисковых экспедиций наткнулась на Марину Раскову, которая за все время съела всего две плитки шоколада. Опытный штурман показала направление полета «Родины», значительно сузив круг поиска. Гризодубову и Осипенко, которые все время находились в салоне АНТ-37, обнаружили буквально через несколько часов.
Ожидая заслуженных наград за участие в удачной спасательной экспедиции, некоторые авторитетные летчики начали совершать не разрешенные командованием полеты.
4 октября к обнаруженной «Родине» отправился комдив Яков Сорокин на самолете ТБ-3. Примерно в это же время также нелегально вылетел летчик Александр Бряндинский на «Дугласе». Оба взяли с собой пассажиров, которые планировали посмотреть на спасенных летчиц, сделать запоминающиеся фото и рассказывать потом, что принимали участие в спасательной операции.
Из-за ошибок в пилотировании и бравирования пилотов собственным мастерством самолеты столкнулись, а все находившиеся в них 16 человек погибли (некоторые источники сообщают о 20 погибших). Правда, об этом советскому народу ничего не рассказали.
Три судьбы
За совершение беспрецедентного перелета Москва – Дальний Восток и преодоление 6450 км (по прямой – 5910 км) в ноябре того же года Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой присвоили звания Героев Советского Союза. Первыми среди женщин.
В дальнейшем их судьба сложилась по-разному. Менее чем через год 11 мая 1939 года Полина Осипенко погибла в авиакатастрофе, совершая учебный полет с летчиком Анатолием Серовым. Он был мужем популярной актрисы Валентины Серовой, которая, даже став потом женой знаменитого поэта Константина Симонова, до конца не оправилась от трагедии, начала прикладываться к бутылке и спилась к концу жизни.
Марина Раскова во время Великой Отечественной войны сформировала первые в истории женские авиационные подразделения, а ее «Ночные ведьмы» на По-2 стали для фашистов неимоверной головной болью. Марина погибла 4 января 1943 года в авиакатастрофе под Саратовом, перегоняя в часть новенький самолет.
Валентина Гризодубова прошла всю войну, командуя авиационным полком. Лично совершила более 200 боевых вылетов и ушла в отставку в звании полковника. Вплоть до своей смерти 28 апреля 1993 года руководила Научно-исследовательским летно-испытательным центром, испытывая новейшие образцы радиолокационного оборудования



«Родина» в болоте: триумф и трагедия женского перелёта

81 год назад, 24 сентября 1938 года, в 8:12 по московскому времени известные тогда всей стране лётчицы – Валентина Гризодубова, капитан Полина Осипенко и старший лейтенант Мария Раскова (штурман) начали небывалый по тому времени перелёт на двухмоторном самолете ДБ-2 (АНТ-37), названном «Родина» – из Москвы на Дальний Восток. Без посадки. Они установили мировой рекорд: за 26 часов 29 минут покрыли 6 450 км, взлетев с аэродрома Щелково, а когда заблудились, чудом сели на «брюхо» – в болото, неподалёку от реки Амгунь.
Именно там, над местом их вынужденной посадки, несколько дней спустя, 3 октября, произошла катастрофа, на которую тут же наложили гриф «совершенно секретно». В 1988 году я работал в Хабаровске собкором газеты «Воздушный транспорт» и, готовя статью к очередному юбилею перелёта, разыскал участников тех событий. Они мне и открыли, сколько мужских жизней было отдано за трёх девушек, удостоенных за рекорд звёзд Героев Советского Союза. Мой рассказ – о встречах с очевидцами трагедии – обратной стороне того 80-летней давности триумфа.

Розыски самолёта
Валентин Николаевич Шмидт, работавший в 1938 году начальником гидроаэропорта (многие самолёты тогда были на поплавках) в Комсомольске-на-Амуре вспоминает:
– О вылете нам телеграфировали «молнией». И два наших радиста круглосуточно прослушивали волну «Родины». И Николаевск, и Нижняя Тамбовка – все следили за ними. В эфире всё время была тишина, а газеты писали, будто связь с землёй девушки держали до Байкала, после чего экипаж пропал и место его посадки – не обнаружено.
Шли дни. Кончался сентябрь. Прочёсывание воздушными судами и пешими партиями тысячевёрстных пространств Дальнего Востока напоминало – по неимоверности – отыскание в стоге сена патефонной иглы. И подчас не благодаря, а вопреки намерениям спасателей происходили как трагические случайности, так и счастливые развязки в той эпопее.
– Официально розыски были поручены военным товарищам, – рассказывает москвич Владимир Михайлович Пегов, тогдашний секретарь Комсомольского горкома ВКП (б).
– Директив нам никаких не было, но начальник городского телеграфа Грабовский мне говорит, что кого-то ищут. Скорее всего – «Родину». Причём мнение у военных сложилось, что экипаж исчез где-то в Забайкалье, под Читой. А там граница рядом, и больше всего боялись, как бы самолёт не попал в Маньчжурию. Никого не спрашивая, я решил обследовать свой район для очищения совести. Запросили мы по району о самолёте, а из края нас за ту самодеятельность одёрнули, не там-де ищите.
Однако оказалось, что шум моторов слышал охотник-тунгус и линейный рабочий близ посёлка Хурмули. Колхозники из деревни Каменка, жители селений Экимчан и Стойба, связист с контрольного пункта Дуки донесли: какая-то большая серебристая машина прошла курсом на прииск Керби. А за пределами реки Амгунь, озер Эворон и Чукчагирское никто ничего не приметил.

Пегов, на свой страх и риск, просит осмотреть тот подозрительный «треугольник» оказавшихся в Комсомольске пилотов Дальневосточного управления граждвоздухлиний. Раскладывает пасьянс из донесений. Летчики колеблются. Их послали искать в ином месте – на Нижнем Амуре. Ведь маршрутом перелёта предполагалось дойти до Охотского моря или Татарского пролива, сделать разворот и идти по Амуру – на сколько хватит заправки. И случись женскому экипажу промахнуть закрытое облаками побережье, они могли очутиться далеко в море без капли горючего – на сухопутной машине…
– Целью нашего перелёта ставилось побить мировой рекорд дальности француженки Дюпейрон, – пояснит мне позже, много лет спустя, Валентина Гризодубова. – А на дальность как происходит – каждый жмёт, сколько может. Поэтому мы могли сесть и в Комсомольске, и в Хабаровске, в общем, что попадётся на дороге.
Уговорил-таки секретарь горкома два экипажа гражданских летчиков – Сахарова и Бурлакова – осмотреть «попутно» тот подозрительный район. Рейс за рейсом уходили они утюжить небо над осенней тайгой. И вот однажды 29-летний командир экипажа Михаил Сахаров вдруг заметил на мари, припудренной первым снежком, какое-то непонятное движущееся пятно.
– Снизились мы метров до сорока, – рассказывает мне тогда уже 79-летний ветеран, житель Красноярска, Михаил Сахаров. – В болоте – самолёт! Двое возле него руками машут, полотнищем парашюта какие-то знаки подают. А сесть негде, наш Р-6 на поплавках. Радист Володя Быстров сообщение на базу дает, а Кузьма Домкин, механик, штанину от кальсон отхватил, записку замотал и – вниз: «Завтра прилетим снова…».
Хабаровск новости не поверил, и в Москву сообщать не торопился. Из края дотошно выспрашивали: как девушки могли так далеко оказаться? Скорее всего, летчик обознался, заметил старый самолёт или планер, мало ли самолётов может быть в том районе – и бамовской экспедиции, и военные, или аэроклубовские… А почему, собственно, у самолёта только двое? И почему не отвечают на радиозапросы?
Словом, в правительственную комиссию сообщение ушло с осторожной оговоркой: 3 октября в 15.35 местного времени в 15 километрах восточнее реки Амгунь обнаружен самолёт – предположительно «Родина».
И тут начинает стремительно и опасно раскручиваться пружина спасательной погони. Кому не хотелось отличиться – ведь живы ещё были, свежи в памяти отчаянные по смелости полеты на льдину к челюскинцам… Из Николаевска-на-Амуре поспешили экипажи гражданского воздушного флота Деркунского и Романова. Готовили свои машины расквартированные в Комсомольске аэрофотосъемщики, работавшие на трассе БАМа. Поздно вечером прибыл из краевого центра комдив Яков Сорокин – герой гражданской и Хасана, грудь в трёх орденах Красного Знамени. Недоверчиво выслушал Сахарова, обронил:
– На слово никому верить нельзя. Сам полечу, осмотрю, доложу в правительство.
Согласился комдив взять с собой в предстоящий полет сотрудника местной газеты «Сталинский Комсомольск». Иван Васильевич Панин, старейший фоторепортер города Юности, полвека спустя делился со мной пережитым:
– Утром, перед вылетом, обрядили меня в меховой костюм. Аппараты сверху, немецкая «лейка» и нашенский ФЭД. Сорокин спрашивает: «А кино у тебя есть?». Отвечаю: «Есть, есть!». Соврать пришлось, побоялся, что не возьмёт. Пленку хорошую, высокочувствительную зарядил – из «Известий» прислали, где я нештатным корреспондентом числился. Снимал через десантный люк, куда парашютисты прыгают и грузы сбрасывают. Затем пролез в «моссельпром» – застеклённый наподобие витрины нос ТБ-З, где кабина штурмана. Успел отщелкать кадров двадцать, среди них – вошедший в историю: самолет, распластавший на мари свои огромные 30-метровые крылья…
По-прежнему на земле, у машины, топтались двое. Им сбросили условный код для переговоров. И на первый же вопрос «Кого из экипажа нет?» впереди самолета было расстелено полотнище парашюта, рядом выложена стрела и цифры. Находившимся в воздухе стало ясно: отсутствует штурман Раскова, и разыскивать её следует в 10-12 километрах от места вынужденной посадки. Выяснилось и другое: сесть рядом с «Родиной» другим самолетам нет возможности – завязнут.
В горячке, торопясь завершить спасение, замыслили поднять девушек с земли прямо на борт. Поставили лебедку у десантного люка, спустили трос с карабином – цеплять за подвесную систему парашюта, которую наденут летчицы. Попробовали для начала с мешком проделать эту операцию, и хоть мала была скорость у тогдашних небесных тихоходов, всё же задели тросом деревья, едва не угробили тяжёлый транспортный ТБ-3.
Оставалось бросать на болото десант.

После обеда из Комсомольска вылетели уже два тяжёлых корабля. Панина комдив Сорокин с собой не взял в тот полет, и раздосадованный фотограф стягивал впервые в жизни надетый парашют. И тут сел на аэродроме «Дуглас». Выскочил оттуда комбриг Бряндинский, личность в стране известная – тем летом тридцать восьмого за беспосадочный перелёт Москва – Владивосток он стал Героем Советского Союза. Узнав, где находится «Родина», поспешил к самолёту, взревевшему моторами: так волею судьбы фотограф Иван Панин оказался последним, кто видел шалого комбрига в живых

Добавлено B 17:37 19.02.2022:
Триумф и трагедия

Приостановим события. Вернем их на сутки назад, когда Ивану Степановичу Коневу, в штаб Дальневосточной армии, поступило распоряжение правительственной комиссии послать на эвакуацию «Родины» парашютистов-десантников. Среди тех, кого спешно – за ночь – на военном аэродроме в Хабаровске отобрали и подготовили для спасательной операции, оказался и военврач ТИХОНОВ, имевший к тому времени за плечами 106 прыжков. Дослужившегося до звания генерал-майора медицинской службы в отставке Петра Семёновича я разыскал в Москве. Вот его впечатления.
– Решили так: с первого ТБ-3 прыгнут к Осипенко и Гризодубовой два спортивных комиссара – осмотреть барографы, составить акт о рекорде, я – как врач, и опытнейший десантник Олянишин. А всех оставшихся парашютистов комдив Сорокин взял с собой, на второй «тэ-бэ», чтобы, если обнаружится в тайге Раскова, а Москва всё настойчивее запрашивала о её судьбе, то сбросить ей подмогу. Если не найдут штурмана, собирались прямиком вернуться назад в Хабаровск.
Через полчаса лёту вдруг заметили они у озера неподвижную фигуру. Сжало сердце – не дай бог Марина! Пошли на снижение. Рассмотрели – разбитая лодка. Перевели дух. Снова набрали высоту метров шестьсот, уже приближались к «Родине», и лётчицы видели всё: как неожиданно выныривает из-за сопки скоростной «Дуглас», как сталкиваясь, он рубит хвост тихоходу ТБ-3, как вспыхивает свечкой машина Бряндинского, как сыплется, перевернувшись, тяжёлый корабль комдива Сорокина, из которого успевают выпасть несколько белых раскрывшихся куполов?
В воздушном пятачке над «Родиной» крутились тогда два ТБ-3, злополучный, никем нежданный «Дуглас», гидросамолеты гражданских участников розыска – Сахарова, Бурлакова, Деркунского, Романова. Машины все зеленые, невидные на фоне осеннего камуфляжа мари. Все смотрели вниз, за воздухом экипажи наблюдали меньше, а там, подле «Родины», уже завяз учебный У-2 Комсомольского авиазавода, на котором бесшабашно прибыл сюда заводской летчик – с цветами и шампанским.
– Бряндинский на «Дугласе» тоже вылетал туда без спросу, полагаю, всему виной его недисциплинированность, – запомнилось мне объяснение Пегова.

Вновь слово военврачу ТИХОНОВУ:
– Мы с Олянишиным прыгнули с парашютами на катастрофу, где-то в нескольких километрах от «Родины». Горит тайга, подожженная упавшим «Дугласом», огонь подступает к тоже лежащему на земле многомоторному ТБ-3, у которого полны баки – собирался-то вернуться в Хабаровск? Взялись мы сбивать кромку пламени. Подоспели четверо чудом спасшихся из экипажа Сорокина – командир экипажа Наумов, второй пилот Рапохин, Хоркин – младший командир и стрелок-бомбардир Шарков. Остальные разбились, лишь только у тяжелораненого парашютиста Соскова мы обнаружили слабые признаки жизни.
Вечером секретаря комсомольского горкома Пегова, посеревшего от бессонницы и случившегося, вызвал по прямому проводу из Москвы начальник ВВС РККА командарм А. Локтионов. Вот страницы протоколов комиссии по розыску «Родины», которые долгие десятилетия, вплоть до горбачёвской перестройки и ельцинской гласности, оставались закрытыми для журналистов, материалы эти хранились в деле № 91 «а» Хабаровского краевого партархива.
Локтионов: Почему допускаете кавардак? Не было надобности привлекать к эвакуации второй тяжёлый корабль. Предупреждаем: никакой горячки! Потребуйте от экипажей строжайшего соблюдения лётной дисциплины. Правительственная комиссия предлагает: на реке Амгунь найти водное поле, обеспечивающее взлет и посадку гидросамолёта. К этому пункту эвакуировать экипаж «Родины», десантный отряд и всех убитых и раненых с места катастрофы. Сколько погибших? Живы ли Сорокин и Бряндинский?

Пегов: Неизвестно, уточняем. А как быть с корреспондентами: я определённо могу стать их жертвой, осаждают, требуют сведений, жалуются на меня.

Локтионов: Не обращайте внимания. Здесь считают, что вы делаете всё правильно. Информационное сообщение о самолёте «Родина» прекратить. Ничего прессе не давать, к знакомству с планом работ по розыску – не допускать, успеют, ещё напишут. И помните: сейчас главное – найти Раскову.

Тут я опускаю описанные в книге «Записки штурмана» Марины Расковой подробности её десятидневного голодного (плитка шоколада да полтора десятка патронов к нагану) блуждания – после того, как по приказу Гризодубовой она прыгнула с самолёта перед аварийной посадкой. Одно подчеркну: вышла она к «Родине» самостоятельно. Лишь упомяну о волнениях Комсомольского-на-Амуре городского штаба правительственной комиссии, когда женский экипаж и спасательной экспедиция военных, не имеющие с собой рации, пропадали на день-другой из виду, пробираясь по глухой тайге до Керби – первого на их пути посёлка, где был телефон.
Вчитываюсь в записи переговоров командира экипажа «Родины» Гризодубовой и члена правительственной комиссии Картушева, царапающие подчас странной тщательностью расспросов о маршруте до Байкала. Ведь согласно сообщениям печати радиоаппаратура у лётчиц работала нормально, они регулярно докладывали обо всём с воздуха? Но вот, кажется, и ответ.
Москва: Чем вызвана посадка в данной местности?

Гризодубова: Отказом всей рации и отсутствием бензина после слепого полёта. Моторы целы. Погнуты винты. Немного попорчен низ самолёта, в частности, кабина штурмана. Сели, не выпуская шасси, 25 сентября в 10.41 по московскому времени. (Позже, в своих «Записках», Раскова откровенно поведает, что заблудился экипаж «Родины», просто-напросто спутав реку Амгунь с Амуром – С.Г.).

Москва: Поздравляем вас с блестящим выполнением перелёта!

Гризодубова: Спасибо, взволнованы, тронуты. Любая советская женщина, будучи на нашем месте, сделал бы то же. Поражения быть не может, если ведёт нас товарищ Сталин!

Добавлено B 17:38 19.02.2022:
Цена их подвига

– В Кремле, в Грановитой палате, на банкете экипаж «Родины» сидел за правительственным столом, – перебирает подробности того вечера лётчик Сахаров. – И я выступал, микрофон стоял рядом со Сталиным – он потянулся ко мне со своей рюмочкой, с напёрсток, лицо темное, чуть рябое, и взглядом впивается? Молотов скупо упомянул о Сорокине и Бряндинском, мол, погибли при исполнении служебных обязанностей? Больше об этом нигде ничего не звучало.
В том «секретном» деле № 91 «а» о катастрофе вначале говорится открытым текстом, правда перечисляются фамилии только лишь 16 разбившихся: экипаж ТБ-3: Сорокин – комдив, командующий ВВС ДВ армии, Земцев – штурман, старший лейтенант, Венциков – лейтенант, Марцинюк – воентехник 1 ранга, Морозов – воентехник 2 ранга, Заботкин – радист, Андреев, Сосков, Климов – младшие командиры, Медведев – командир взвода, Раппопорт – фотокорреспондент «Тревоги»; экипаж самолёта «Дуглас» – Бряндинский, Лесников – штурман, Шевченко – лётчик, Метусов – борттехник, Черепахин – пом. борттехника. Однако затем, когда встаёт проблема, как вывезти их трупы из тайги, Москва и Комсомольск в переговорах переходят на эзопов, кодовый язык – тес, брезентовые мешки, цинк, спецзадание?
Похороны состоялись, когда схлынула с Комсомольска ликующая волна встреч и проводов лётчиц, провозглашённых героинями. Близ гидроаэропорта установили на скорую руку обелиск с табличкой, где значились, как вспоминают старожилы, только три фамилии. Из «высших» соображений подправили на день дату их гибели, написав 3 октября, а не четвёртое, когда вылетали к «Родине». Страна ликовала, и стране не полагалось знать, какой ценой оказался оплачен тот героический перелёт. «Поражения быть не может, если ведёт нас товарищ Сталин!».
И на этом была поставлена точка.
Правда, 18 октября 1938 года в «Сталинском Комсомольске» появился некролог: «В воздушной катастрофе трагически погиб комдив т. Сорокин, Герой Советского Союза, комбриг т. Бряндинский, лётчик т. Лесников с экипажем. Военный Совет ДВ армии и командование ВВС выражает глубокое соболезнование семьям погибших лучших сынов нашей Родины, героев гражданской войны, преданных членов нашей великой коммунистической партии. Нелепая случайность вырвала из наших рядов преданных командиров и бойцов. Память о погибших товарищах будет вечно в сердцах бойцов, командиров и политработников Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Ваше бескорыстное служение народу, честный труд на дело укрепления нашей славной РККА и могущества Родины будут всегда помнить народы нашей страны и чтить вашу светлую память».
Той же зимой отремонтированная «Родина» взяла курс на Москву, перегонял самолёт муж Гризодубовой, тоже лётчик. Сама Валентина Степановна рассказывала мне, что таких машин АНТ-37 конструкции Сухого изготовили считанные единицы. Два образца не выдержали лётных испытаний, «Родина» всю Отечественную войну обслуживала фронтовые бригады, а четвёртая даже готовилась к полёту «вокруг шарика».
А в 1968 году охотники из посёлка Дуки наткнулись в тайге на разбитые «Дуглас» и ТБ-3, на рассеянные вокруг и не собранные после катастрофы истлевшие останки? Перед кем мы должны снять здесь шапку? Чьи сыновья и внуки положат сюда букет цветов?
Долго не было разгадки той государственной тайны. Но вот я отыскал в Киеве бывшего десантника Алексея Ивановича Олянишина, которой совершал в тот трагический день парашютный прыжок на катастрофу. Созвонился с ним.
– У меня чудом завалялся черновик докладной записки об этом, – раздался в трубке глуховатый 80-летний голос. – Раненого Соскова мы с ТИХОНОВЫМ спасти так и не смогли. Остальные – пятеро с «Дугласа» и не менее 26 человек с ТБ-3 – в ничьей помощи уже не нуждались. В общем, какие останки смогли тогда найти по тайге вокруг места катастрофы, собрали. Наскоро сожгли, прах с собой захватили, и направились в поселок Керби, чтобы оттуда уже добираться в Комсомольск.
Увы, в докладной записке оказалось упомянуто только несколько парашютистов из тех, что находились на борту рухнувшего в тайге самолета.
–Почему? – переспросил Олянишин. – Собирались-то спасать «Родину», как на пожар, списков составить не успели. Потому даже в архиве вы всех фамилий не нашли, и число погибших сильно заниженным оказалось. И позже приказ по воинской части о ЧП не издавали, сверху скомандовали без огласки «приморщить», притушить это дело. Женщинам-то звания Героев как раз в те дни присвоили.
Вот как оказалась вырванной, вымаранной ещё одна страница нашей истории? Для лозунгов осталось «Никто не забыт и ничто не забыто». И если бы не совсем была потеряна совесть перед безгласно погибшими, тогда к длинному списку сталинского Указа «О награждении участников розыска и эвакуации экипажа самолёта «Родина» требовалось сделать, добавление в три десятка фамилий, с пометкой в скобочках – посмертно.


Top
 Profile Send private message  
Reply with quote  
PostPosted: Thu May 05, 2022 9:19 am 
Online
кавалер форумного знака
User avatar

Joined: Sun Feb 06, 2011 11:53 am
Posts: 2799
Нашли вот такую звезду.Номер 975 за серьезным кавалером,может носил на повседневном костюме?


Attachments:
IMG_20220505_091529.jpg
IMG_20220505_091529.jpg [ 38.29 KiB | Viewed 499 times ]
IMG_20220505_091500.jpg
IMG_20220505_091500.jpg [ 134.66 KiB | Viewed 499 times ]
Top
 Profile Send private message  
Reply with quote  
PostPosted: Thu May 05, 2022 8:43 pm 
Online
кавалер форумного знака
User avatar

Joined: Sun Feb 06, 2011 11:53 am
Posts: 2799
Ещё один герой едит домой.


Attachments:
IMG-20220426-WA0016.jpg
IMG-20220426-WA0016.jpg [ 157.99 KiB | Viewed 493 times ]
IMG_20220505_203920.jpg
IMG_20220505_203920.jpg [ 180.33 KiB | Viewed 493 times ]
IMG_20220505_203939.jpg
IMG_20220505_203939.jpg [ 123.93 KiB | Viewed 493 times ]
Top
 Profile Send private message  
Reply with quote  
PostPosted: Thu May 05, 2022 8:51 pm 
Online
кавалер форумного знака
User avatar

Joined: Sun Feb 06, 2011 11:53 am
Posts: 2799
...


Attachments:
IMG_20220505_204929.jpg
IMG_20220505_204929.jpg [ 330.04 KiB | Viewed 491 times ]
IMG_20220505_204848.jpg
IMG_20220505_204848.jpg [ 277.34 KiB | Viewed 491 times ]
Top
 Profile Send private message  
Reply with quote  
PostPosted: Thu May 05, 2022 9:14 pm 
Online
кавалер форумного знака
User avatar

Joined: Sun Feb 06, 2011 11:53 am
Posts: 2799
...


Attachments:
IMG_20220505_211330.jpg
IMG_20220505_211330.jpg [ 496.06 KiB | Viewed 489 times ]
Top
 Profile Send private message  
Reply with quote  
PostPosted: Sun Jul 03, 2022 6:29 pm 
Offline
с доступом

Joined: Sun Jan 17, 2010 7:01 pm
Posts: 4924
Кавалер неизвестен.


Attachments:
1.jpg
1.jpg [ 396.38 KiB | Viewed 33 times ]
2.jpg
2.jpg [ 488.4 KiB | Viewed 33 times ]
Top
 Profile Send private message  
Reply with quote  
Display posts from previous:  Sort by  
Post new topic Reply to topic  [ 50 posts ]  Go to page Previous  1, 2, 3, 4, 5

All times are UTC + 2 hours [ DST ]


Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 3 guests


You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum
You cannot post attachments in this forum

Jump to:  
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group