FALERISTIKA.SU

Форум по изучению наград и истории

Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Вт фев 28, 2017 10:08 pm 
Не в сети
кавалер форумного знака

Зарегистрирован: Пн янв 11, 2010 6:26 pm
Сообщений: 1735
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В НАГРАДНОЙ
СФЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О.Ю. КОКУРИНА

Кокурина Ольга Юрьевна, соискатель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

Статья посвящена федеральному законодательству в наградной сфере Российской Федерации. Рассмотрены вопросы становления и формирования нормативно-правовой базы федерального наградного института. Представлены наградные нормы федерального законодательства.

Ключевые слова: государственная наградная система, наградной институт, государственная награда, почетное звание, наградное законодательство.

Federal legislation in the award sphere of the Russian Federation
O.Y. Kokurina

Kokurina Ol'ga Yur'evna, degree-seeking student of the Russian Academy of Peoples' Economy and State Service under the President of the Russian Federation, candidate of juridical sciences, assistant professor.

The article concerns federal legislation in the award sphere of the Russian Federation; considers issues of formation of regulatory-law basis of the federal award institute; presents award rules of the federal legislation.

Key words: state award system, award institute, state award, honorary degree, award legislation.

Современное развитие российской государственности и права тесно связано с формированием и функционированием государственной наградной системы Российской Федерации. Институт государственных наград, государственные награды Российской Федерации призваны отражать значимые для государства идеи и принципы, высшие ценности и цели, поощрять граждан за заслуги перед обществом и государством, пропагандировать социально полезные правила поведения, способствовать безопасности государства, обеспечению защиты страны и прав граждан; стимулировать развитие трудовой и общественной активности населения, добросовестное выполнение профессиональных и общественных обязанностей, образцовое выполнение гражданского и служебного долга, решать задачи воспитания подрастающих поколений в духе патриотизма, уважения и признательности к заслугам лиц, удостоенных государственных наград. Осознание необходимости реализации государством всех перечисленных выше важных и социально значимых функций наград послужило причиной формирования федерального наградного института практически сразу после прекращения существования СССР в декабре 1991 г. и образования Российской Федерации.

1. Становление и развитие наградного
института Российской Федерации

В соответствии с принципом преемственности функционирования отечественных наградных систем корпус государственных наград и почетных званий Российской Федерации создавался на основе либо заимствовал многие государственные награды и элементы наградных систем РСФСР, СССР и Российской империи. Как известно, в дореволюционной России прерогатива учреждения государственных наград и награждения ими принадлежала императору, в то время как Конституция и законодательство Советского Союза предусматривали, что государственные награды - ордена, медали и почетные звания - учреждает (устанавливает) и награждает (присваивает) Президиум Верховного Совета СССР <1>.
--------------------------------
<1> См.: Общее положение об орденах, медалях и почетных званиях СССР. Утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 г. N 360-X "Об утверждении Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР" // Свод законов СССР. 1990. Т. 1. Ст. 423.

В РСФСР, как союзной республике Советского государства, наградное законодательство которой унаследовала Российская Федерация, прерогатива установления и присвоения государственных наград (почетных званий) принадлежала Верховному Совету РСФСР <2>. В связи с прекращением существования СССР <3> началось формирование самостоятельной государственной наградной системы новой России. Согласно принятой Съездом народных депутатов Российской Федерации редакции Конституции (Основного Закона) полномочия награждения государственными наградами и присвоения почетных званий перешли к президенту страны.
--------------------------------
<2> См.: Положение о государственных наградах РСФСР. Утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 января 1983 г. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 12.11.1985) // Ведомости ВС РСФСР. 1985. N 46. Ст. 1596.
<3> См.: Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2015-1 "О денонсации договора об образовании СССР" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 51. Ст. 1799; Декларация Совета Республик Верховного Совета СССР в связи с созданием Содружества Независимых Государств от 26 декабря 1991 г. N 142-Н // Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. N 52. Ст. 1561; Декларация Совета Республик Верховного Совета СССР в связи с созданием Содружества Независимых Государств от 26 декабря 1991 г. N 142-Н // Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. N 52. Ст. 1561.

Первым нормативным правовым актом, регламентирующим наградную сферу новой России, стал Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. N 162 <4>, который сохранил за российскими гражданами, удостоенными государственных наград Советского Союза, права и обязанности, закрепленные советским наградным законодательством.
--------------------------------
<4> См.: Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. N 162 "О гражданах Российской Федерации, награжденных государственными наградами Союза ССР" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 9. Ст. 440.

Первый законодательный акт Российской Федерации в наградной сфере, утвержденный Постановлением Верховного Совета РФ от 20 марта 1992 г. N 2557-1 <5>, - Указ Президиума Верховного Совета РФ от 2 марта 1992 г. N 2424-1 <6>, по существу, упразднил наградную систему СССР и заложил временные основы системы наград новой России. Данный правовой акт установил возможность, до принятия закона РФ о государственных наградах Российской Федерации, использовать для государственного награждения девять медалей и орденов СССР, приведя их статуты, положения и описания в соответствие с государственной символикой Российской Федерации. Кроме того, Указом N 2424-1 предусматривалось сохранение в составе государственных наград Российской Федерации ряда советских наград (ордена Суворова, Ушакова, Кутузова, Нахимова, Александра Невского) и восстановление наград императорской России (орден Святого Георгия и знак отличия Георгиевский Крест).
--------------------------------
<5> См.: Постановление ВС РФ от 20 марта 1992 г. N 2557-1 "Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета Российской Федерации "О государственных наградах Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 14. Ст. 723.
<6> См.: Там же.

Очередным шагом в становлении наградной системы современной России стало издание законов Российской Федерации: от 20 марта 1992 г. N 2555-1 "Об установлении почетных званий "Летчик-космонавт Российской Федерации", "Заслуженный военный летчик Российской Федерации" и "Заслуженный военный штурман Российской Федерации" <7>, от 20 марта 1992 г. N 2553-1 "Об установлении звания Герой Российской Федерации и учреждении знака особого отличия - медали "Золотая Звезда" <8>, а также Федерального закона от 2 июля 1992 г. N 3183-1 "Об учреждении медали "Защитнику свободной России" <9>.
--------------------------------
<7> См.: Закон Российской Федерации от 20 марта 1992 г. N 2555-1 "Об установлении почетных званий "Летчик-космонавт Российской Федерации", "Заслуженный военный летчик Российской Федерации" и "Заслуженный военный штурман Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 14. Ст. 721.
<8> См.: Закон Российской Федерации от 20 марта 1992 г. N 2553-1 "Об установлении звания Героя Российской Федерации и учреждении знака особого отличия - медали "Золотая Звезда" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 14. Ст. 719.
<9> См.: Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3183-1 "Об учреждении медали "Защитнику свободной России" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 32. Ст. 1865.

Принятая всенародным голосованием новая Конституция Российской Федерации (далее - Конституция) в ст. 71 определяет сферу исключительного ведения Российской Федерации. Пункт "с" данной статьи определяет, что новая Россия, как и многие другие государства, учреждает государственные награды (ордена, медали и пр.), награждает ими, устанавливает почетные звания и присваивает их.
При этом п. 1 ст. 76 Конституции установил: "По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации". Однако на практике развитие федеральной наградной системы осуществлялось как законодательными, так и подзаконными правовыми нормативными актами, в частности указами и распоряжениями Президента Российской Федерации.
В то же время следует иметь в виду, что согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 2 <10> "само по себе отнесение того или иного вопроса к ведению Российской Федерации (статья 71 Конституции Российской Федерации) не означает невозможности его урегулирования иными, помимо закона, нормативными актами, кроме случаев, когда сама Конституция Российской Федерации исключает это, требуя для решения конкретного вопроса принятия именно федерального конституционного либо федерального закона".
--------------------------------
<10> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 2-П "По делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 6. Ст. 866.

Поручение - разработать проект закона Российской Федерации о государственных наградах - было сформулировано еще в 1992 г. в п. 3 Указа Президиума Верховного Совета РФ N 2424-1 <11>. Такой проект был разработан и внесен в ВС РФ Президентом Российской Федерации. Постановлением Президиума Верховного Совета РФ проект Закона Российской Федерации "О государственных наградах" был направлен в комиссии палат и комитеты ВС РФ для подготовки замечаний и предложений, однако на практике это решение оказалось нереализованным.
--------------------------------
<11> См.: Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 20 марта 1992 г. N 2557-1 "Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета Российской Федерации "О государственных наградах Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 14. Ст. 723.

Неудачной оказалась и очередная попытка внесения в Государственную Думу - уже в 2007 г. - проекта федерального закона "О государственных наградах и почетных званиях Российской Федерации", разработанного депутатом Государственной Думы Н.М. Безбородовым: проект был отклонен Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству.
В условиях отсутствия основополагающего федерального закона о государственных наградах инициатива нормативно-правового регулирования в сфере государственных наград Российской Федерации и почетных званий Российской Федерации перешла к главе государства.
Своим первым основополагающим наградным Указом от 2 марта 1994 г. N 442 Президент Российской Федерации утвердил "Положение о государственных наградах", консолидирующее и кодифицирующее федеральные наградные нормы российского права по поводу государственных наград РФ <12>. Этим нормативным актом учрежден комплекс государственных наград новой России, включающий пять орденов, знак отличия и восемь медалей; утверждены положения о наградах и их описания. Данные награды дополнили перечень государственных наград и почетных званий, ранее установленных российскими законами в 1992 - 1993 гг. В утвержденном Указом Положении перечислены виды государственных наград РФ, определены полномочия Президента Российской Федерации, порядок ношения государственных наград, установлена ответственность за неправомерные действия в отношении государственных наград, определены процедуры наградного производства (возбуждение ходатайств о награждении, их согласование, внесение Президенту РФ и пр.), другие наградные нормы.
--------------------------------
<12> См.: Положение о государственных наградах Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. N 442 "О государственных наградах Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. N 10. Ст. 775.

В отношении почетных званий государства, с учетом соответствующей корректировки государственной символики и наименования государства, в первые годы наградной практики Российской Федерации нашли применение почетные звания РСФСР, вплоть до издания Указа Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 г. N 1341 <13>, установившего почетные звания новой России.
--------------------------------
<13> См.: Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 г. N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. N 2. Ст. 64.

Следует признать, что к настоящему времени основной массив федеральных нормативных правовых актов, регулирующих сферу государственных наград и почетных званий РФ, сформирован указами и распоряжениями Президента Российской Федерации. В отсутствие федерального наградного закона, вплоть до настоящего времени, издаются наградные указы, устанавливающие основные правовые нормы в отношении государственных наград и почетных званий Российской Федерации, учреждаются новые государственные награды и почетные звания. Следует подчеркнуть, что указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории страны, имеют прямое действие и не нуждаются в одобрении каким-либо органом.
В 1995 - 1999 гг. вышеуказанное "Положение о государственных наградах Российской Федерации" корректировалось, уточнялось и дополнялось двумя последующими Указами главы государства. Соответственно первая редакция Положения утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1995 г. N 554 <14>, вторая редакция - Указом от 6 января 1999 г. N 19 <15>.
--------------------------------
<14> См.: Положение о государственных наградах Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1995 г. N 554 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. N 442" // СЗ РФ. 1995. N 23. Ст. 2207.
<15> См.: Положение о государственных наградах Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 6 января 1999 г. N 19 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года N 442 "О государственных наградах Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 269.

Важным этапом становления современной наградной системы стало издание последнего наградного Указа главы государства от 7 сентября 2010 г. N 1099, утвердившего действующее в настоящее время Положение о государственных наградах Российской Федерации <16>, уточняющее и развивающее комплекс правовых норм, регулирующих сферу государственных наград и почетных званий.
--------------------------------
<16> См.: Положение о государственных наградах Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. N 37. Ст. 4643.

В целом к настоящему времени в сфере регулирования федерального государственного награждения сформировалась обширная нормативно-правовая база, включающая:
- федеральное законодательство:
- Конституцию Российской Федерации;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы;
- федеральные подзаконные нормативные правовые акты:
- указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
- постановления Правительства РФ.
Хотя основная масса федеральных нормативных правовых актов в сфере государственного награждения сформирована указами главы государства, следует признать наличие обширного федерального законодательства по отдельным вопросам, затрагивающим государственные награды и почетные звания. Помимо основополагающих норм Конституции Российской Федерации в наградной сфере сегодня действуют федеральные конституционные законы, ряд федеральных законов, регулирующих правоприменение государственных наград и почетных званий в рамках различных отраслей права <17>. Далее представим краткий обзор норм многочисленных законодательных актов, действующих в сфере государственного награждения.
--------------------------------
<17> Уместно заметить, что, обладая всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации, республики, другие субъекты в составе Российской Федерации - края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа - вправе учреждать свои государственные награды и почетные звания, награждать ими и присваивать их. Однако такие награды и звания не относятся к государственным наградам Российской Федерации.

2. Конституционное и законодательное
регулирование наградной деятельности

Как уже упоминалось в предыдущем разделе нашей статьи, п. "с" ст. 71 Конституции РФ относит государственные награды и почетные звания к сфере исключительного ведения Российской Федерации. Далее, следует указать на конституционную норму п. "б" ст. 89, согласно которой "Президент Российской Федерации награждает государственными наградами, присваивает почетные звания Российской Федерации".
Общественную оценку материалов о государственном награждении и объективный подход к поощрению граждан призван обеспечивать консультативный орган - Комиссия при Президенте Российской Федерации по государственным наградам <18>, прежнее название комиссии - Комиссия по государственным наградам при Президенте Российской Федерации <19>.
--------------------------------
<18> См.: Указ Президента Российской Федерации от 2 декабря 2008 г. N 1712 "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам" (вместе с "Положением о Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам") (в ред. от 25.08.2012) // СЗ РФ. 2008. N 49. Ст. 5767.
<19> См.: Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 1995 г. N 105 "Об утверждении Положения о Комиссии по государственным наградам при Президенте Российской Федерации и ее состава" // СЗ РФ. 1995. N 7. Ст. 514.

Вопросами государственных наград и почетных званий занимается также Управление Президента Российской Федерации по государственным наградам, являющееся самостоятельным подразделением Администрации РФ. Эта служба обеспечивает реализацию главой государства его конституционных полномочий в сфере государственных наград и почетных званий; проведение и совершенствование практики осуществления единой политики в области государственных наград Российской Федерации <20>. К функциям Управления относится обеспечение деятельности Комиссии по государственным наградам при Президенте Российской Федерации, в том числе подготовка материалов для заседаний Комиссии, проектов указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, а также контроль своевременного исполнения принятых решений. С 25 марта 2004 г. по 15 октября 2009 г. все функции в сфере государственных наград и почетных званий возлагались на Управление Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам.
--------------------------------
<20> См.: Указ Президента РФ от 27 ноября 2009 г. N 1356 "Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по государственным наградам" (ред. от 14.01.2011) // СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5793.

В ст. 9 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации" указано: "Изображение Государственного флага Российской Федерации может быть использовано в качестве элемента или геральдической основы государственных наград Российской Федерации". В соответствии с Федеральным конституционным законом N 1 символика Государственного флага Российской Федерации была использована в качестве элемента ряда государственных наград Российской Федерации, в их числе: знак особого отличия - медаль "Золотая Звезда"; знак особого отличия - золотая медаль "Герой труда Российской Федерации"; орден "За военные заслуги"; почетное звание (нагрудный знак) "Летчик-космонавт Российской Федерации"; почетное звание (нагрудный знак) "Заслуженный военный летчик Российской Федерации"; почетное звание (нагрудный знак) "Заслуженный военный штурман Российской Федерации"; медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения".
Согласно ст. 7 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" Государственный герб Российской Федерации помещается на государственных наградах Российской Федерации и документах к ним.
В соответствии с установленным Федеральным конституционным законом N 2 порядком применения государственной символики Государственный герб Российской Федерации помещен на многих федеральных государственных наградах. К таким наградам относятся: знак особого отличия - золотая медаль "Герой труда Российской Федерации"; орден Святого апостола Андрея Первозванного; орден "За заслуги перед Отечеством"; орден Александра Невского; орден Мужества; орден "За военные заслуги"; орден "За морские заслуги"; орден Почета; орден "Родительская слава"; медаль "За труды по сельскому хозяйству"; нагрудный знак к почетным званиям Российской Федерации.
Наградные нормы федерального уровня включены в действующие кодексы различных отраслей права Российской Федерации, составляющие основной каркас правовой системы государства. Основные нормативные положения, касающиеся государственных наград и почетных званий, рассмотрим ниже.
1. Согласно УК РФ лишение государственных наград (почетного звания) относится к одному из видов наказаний (ст. 44). При этом лишение государственной награды применяется только в качестве дополнительного вида наказания (ст. 45), при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (ст. 48).
Статья 324 УК РФ устанавливает, что незаконное приобретение или сбыт государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
Согласно ст. 327 УК РФ подделка, изготовление или сбыт государственных наград наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Согласно УИК РФ наказание в виде лишения государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор (п. 3 ст. 16). Требования приговора о лишении государственных наград исполняются должностным лицом, наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации. Согласно ст. 61 УИК РФ (п. 1, 2) после вступления в законную силу приговора о лишении государственных наград вынесший решение суд направляет копию приговора должностному лицу, ранее наградившему осужденного государственной наградой. При этом должностное лицо в установленном порядке вносит в соответствующие документы запись о лишении государственных наград, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующие награды. При этом учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют вынесший приговор суд о лишении осужденного государственных наград (п. 3 ст. 20).
3. Согласно УПК РФ в случае реабилитации осужденного, лишенного государственных наград на основании судебного решения, ему возвращаются государственные награды (п. 2 ст. 138).
Статья 299 УПК РФ (п. 14) относит к вопросам, разрешаемым судом при постановлении приговора, вопрос о лишении подсудимого государственных наград на основании случаев, предусмотренных ст. 48 УК РФ.
4. КоАП РФ устанавливает (ст. 17.11), что незаконное ношение государственных наград лицом, не имеющим на то права, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей с конфискацией ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию, знака отличия Российской Федерации, РСФСР, СССР, орденских лент или лент медалей на планках (п. 1).
Согласно п. 2 упомянутой статьи КоАП РФ учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией знаков; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией знаков; на юридических лиц - от восьмидесяти пяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией знаков.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации в ст. 191 "Поощрения за труд" устанавливает, что за особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 1185 "Наследование государственных наград, почетных и памятных знаков" определяет, что государственные награды, которых был удостоен наследодатель и на которые распространяется законодательство о государственных наградах Российской Федерации, не входят в состав наследства. Передача указанных наград после смерти награжденного другим лицам осуществляется в порядке, установленном законодательством о государственных наградах Российской Федерации (п. 1). Согласно п. 2 ст. 1185 ГК РФ принадлежавшие наследодателю государственные награды, на которые не распространяется законодательство о государственных наградах Российской Федерации, почетные, памятные и иные знаки, в том числе награды и знаки в составе коллекций, входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в ст. 446 устанавливает, что к имуществу, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, относятся государственные награды, которыми награжден гражданин-должник.
Федеральные законы, касающиеся наградной сферы, можно разделить на две группы.
В первую группу входит специфическое наградное законодательство Российской Федерации по сохранению в наградной системе советских наград, учреждению и определению статуса граждан, удостоенных новых российских государственных наград. Такие нормативные правовые акты издавались на начальном этапе становления нового российского законодательства, в период действия первой Конституции России, и представлены ниже.


Таблица 1

Указ Президиума Верховного Совета Российской Федерации "О государственных наградах Российской Федерации". Утвержден Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 марта 1992 г. N 2557-1 "О государственных наградах Российской Федерации"
Закон Российской Федерации от 20 марта 1992 г. N 2555-1 "Об установлении почетных званий "Летчик-космонавт Российской Федерации", "Заслуженный военный летчик Российской Федерации" и "Заслуженный военный штурман Российской Федерации"
Закон Российской Федерации от 20 марта 1992 г. N 2553-1 "Об установлении звания Героя Российской Федерации и учреждении знака особого отличия - медали "Золотая Звезда"
Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3183-1 "Об учреждении медали "Защитнику свободной России"
Закон Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы"
Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. "Об учреждении юбилейной медали "50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов"

Вторая группа федеральных законов затрагивает в основном вопросы государственного награждения, находящиеся во взаимодействии с различными отраслями российского права, развивающимися в рамках действующей Конституции Российской Федерации.
Большая часть законодательных актов, входящих во вторую группу, раскрывает статус, социальные гарантии, пособия, иные льготы и привилегии отдельных категорий лиц, удостоенных государственных наград и почетных званий.
1. Так, Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" содержит нормы, определяющие право получения лицами, удостоенными государственных наград и почетных званий, званий "Ветеран боевых действий", "Ветеран военной службы", "Ветеран государственной службы", "Ветеран труда".
При этом данный Закон относит награжденных орденами или медалями СССР либо Российской Федерации лиц, участвующих в обеспечении боевых действий Вооруженных Сил СССР и Российской Федерации, к ветеранам боевых действий (п. 5 ст. 3).
Согласно ст. 5 (п. 1) ветеранами военной службы являются награжденные орденами или медалями либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации военнослужащие Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств.
К ветеранам государственной службы отнесены лица, в том числе уволенные с государственной службы в запас (отставку), награжденные орденами или медалями либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации (п. 1 ст. 6).
Соответственно ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации (п. 2 ст. 7).
2. В свою очередь, Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21 <21> определил условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - пенсии).
--------------------------------
<21> См.: Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21 "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" (в ред. от 03.05.2011) // СПС "КонсультантПлюс".

При этом дополнительное материальное обеспечение назначается лицам, удостоенным нижеперечисленных государственных наград СССР и Российской Федерации (ч. 2 ст. 1):
- Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации;
- гражданам, награжденным орденом Святого апостола Андрея Первозванного;
- гражданам, награжденным орденом Ленина;
- гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени;
- гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней;
- Героям Социалистического Труда;
- гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней;
- гражданам, награжденным орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней.
Для указанных категорий лиц в ст. 2 Федерального закона N 21-ФЗ установлены соответствующие размеры дополнительного материального обеспечения. В ст. 3 установлен порядок назначения и выплаты дополнительного материального обеспечения. Пункт 6 данной статьи указывает, что выплата дополнительного материального обеспечения прекращается в случаях лишения получателя соответствующих государственных наград и званий, установления недостоверных или необоснованных данных, на основании которых было назначено дополнительное материальное обеспечение. При этом выплата дополнительного материального обеспечения возобновляется в случае восстановления гражданина в правах на государственные награды и звания (п. 7 ст. 3).
3. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ <22> к социальным гарантиям сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, удостоенным в период прохождения службы в органах внутренних дел государственных наград (государственной награды) СССР или Российской Федерации либо почетного звания, относит увеличение размера единовременного пособия на один оклад денежного содержания (п. 9 ст. 3).
--------------------------------
<22> См.: Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. от 02.07.2013).

4. Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ <23> устанавливает для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и удостоенных в период прохождения военной службы государственных наград (государственной награды) СССР или государственных наград (государственной награды) Российской Федерации, в том числе удостоенным почетного звания СССР или почетного звания Российской Федерации, увеличение размера единовременных пособий, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона (семь окладов), на один оклад денежного содержания (ч. 5 ст. 3).
--------------------------------
<23> См.: Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 03.12.2012 N 237-ФЗ).

5. Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ <24> устанавливает увеличение размера единовременного пособия на один оклад денежного содержания для сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти (п. 9 ст. 3), удостоенных в период прохождения службы в учреждениях и органах государственных наград (государственной награды) СССР или Российской Федерации либо почетного звания.
--------------------------------
<24> См.: Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. от 02.07.2013, с изм. от 15.10.2013) // СПС "КонсультантПлюс".

3. Заключение

Представленные в настоящей работе законодательные акты, регулирующие общественные отношения в сфере государственных наград, имеют различную отраслевую принадлежность. Мы полагаем, что вместе с подзаконными нормативными правовыми актами, регулирующими наградную сферу, наградные нормы Конституции, федеральных конституционных законов и законов Российской Федерации образуют комплексный межотраслевой институт наградного права.
Вместе с тем отметим, что в релевантной юридической литературе представлены разнообразные мнения относительно соотношения наградного института с основными отраслями российского права.
В частности, В.А. Винокуров <25> также полагает, что нормы наградного права составляют межотраслевой правовой институт, однако с приоритетом норм конституционного права. В.А. Григорьев считает наградное право подотраслью конституционного права <26>. В свою очередь, согласно В.М. Дуэль <27> и А.В. Малько <28> наградное право образует подотрасль права на основе отраслей конституционного, административного и трудового права. Е.В. Сердобинцева <29> считает, что регулирование сферы государственных наград является конституционно-правовым институтом. Между тем, по мнению Е.В. Трофимова <30>, наградное право - это институт административного права.
--------------------------------
<25> См.: Винокуров В.А. Конституционно-правовые основы регулирования наград государства в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 10.
<26> См.: Григорьев В.А. Наградное (поощрительное) право как средство предупреждения коррупции среди государственных служащих // Конституционное и муниципальное право. 2003. N 3. С. 35 - 37.
<27> См.: Дуэль В.М., Малько А.В. Наградная политика в современной России: проблемы формирования // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Вып. 45. Тольятти: ВУиТ, 2004. С. 6.
<28> См.: Малько А.В. Поощрительно-правовая политика в условиях модернизации // Новая правовая мысль. 2011. N 5. С. 2 - 5.
<29> См.: Сердобинцева Е.В. Наградная система Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2010. N 2. С. 180.
<30> См.: Трофимов Е.В. Наградное дело и наградное право в системе правового регулирования // Вопросы права и политики. 2012. N 5. С. 24 - 89.

Такое разнообразие мнений относительно места наградного института в системе отраслей российского права свидетельствует о необходимости дальнейших исследований в области теории наградного права, с учетом важности инструментов государственного награждения для решения неотложных и стратегических задач социального и экономического развития страны на современном этапе. Результаты научного анализа позволят обосновать последовательные и системные решения по созданию эффективной законодательной базы наградной деятельности.

Литература

1. Винокуров В.А. Конституционно-правовые основы регулирования наград государства в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 10.
2. Григорьев В.А. Наградное (поощрительное) право как средство предупреждения коррупции среди государственных служащих // Конституционное и муниципальное право. 2003. N 3. С. 35 - 37.
3. Дуэль В.М., Малько А.В. Наградная политика в современной России: проблемы формирования // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Вып. 45. Тольятти: ВУиТ, 2004. С. 6.
4. Малько А.В. Поощрительно-правовая политика в условиях модернизации // Новая правовая мысль. 2011. N 5. С. 2 - 5.
5. Сердобинцева Е.В. Наградная система Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2010. N 2. С. 180.
6. Трофимов Е.В. Наградное дело и наградное право в системе правового регулирования // Вопросы права и политики. 2012. N 5. С. 24 - 89.

_________________
Жизнь прекрасна, рефлексы условны, а истина относительна…


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB