FALERISTIKA.SU

Форум по изучению наград и истории

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Принципы наградного дела
СообщениеДобавлено: Чт янв 10, 2013 1:26 pm 
Не в сети
Кавалер форумного знака

Зарегистрирован: Пн янв 11, 2010 5:26 pm
Сообщений: 1729
Стараюсь по мере возможности отслеживать литературу по наградному делу.

Хотелось бы предложить Вашему вниманию следующую статью Е.В.Трофимова

ПРИНЦИПЫ НАГРАДНОГО ДЕЛА


Трофимов Егор Викторович - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного, административного и финансового права Хабаровской государственной академии экономки и права.

Аннотация: в статье рассматриваются принципы наградного дела. Автор исследует принципы наград и поощрений, изложенные в научных трудах и законодательстве. С учетом наградной практики сформулированы десять принципов наградного дела, раскрыты их содержание и значение.

Ключевые слова: юриспруденция, награда, принцип, дело, поощрение, право, автономия, межотраслевой, исключительный, правопреемство.

Principles of award service
E.V. Trofimov

Trofimov Egor Viktorovich - candidate of legal sciences, associate professor, head of the department of constitutional, administrative and financial law of the Khabarovsk State Academy of economics and law.

The article is devoted to the principles of award services. The authors studies the principles of awards and benefits, as provided in scholarly works and in the legislation. Taking into account the practice, the author formulates ten principles of award service, shows their meaning and contents.

Key words: jurisprudence, award, principle, business, benefit, law, autonomy, inter-branch, exclusive, succession.

Перечень принципов наградного дела и их содержание пока еще не сформулированы юридической наукой, хотя в отношении принципов поощрения уже высказан ряд соображений.
Так, Н.А. Гущина выделяла следующие принципы поощрительных норм права, сближающие поощрительные нормы в процессе создания межотраслевого института правового поощрения: 1) принцип глобального гуманизма; 2) законодательное закрепление поощрения только за заслуженное общественно полезное поведение; 3) принцип стимулирования и ограничения; 4) законность и юридическая гарантированность; 5) справедливость; 6) принцип социальной свободы; 7) принцип персонифицированности <1>.
--------------------------------
<1> См.: Гущина Н.А. Поощрительные нормы российского права: теория и законодательная практика. СПб., 2003. С. 225 - 228.

В качестве принципов трудового поощрения И.М. Рябовол называл гласность, индивидуализацию, соотносимость с действительными трудовыми заслугами и ограниченностью фонда поощрений <2>. Другие авторы формулировали такие принципы, как обоснованность поощрения реальными трудовыми успехами, его гарантированность, соразмерность достижениям работника, действенность меры поощрения, обеспечиваемая дифференцированным подходом к ее выбору с учетом личности работника, характера трудового коллектива и других компонентов, связанных с трудовой дисциплиной, демократичность порядка применения поощрения, проявляющаяся в решении вопросов по данному поводу органами и должностными лицами с участием, как правило, профсоюзных организаций на той или иной стадии процедуры <3>. Л.Д. Ухова отстаивала принципы объективности, разумности, соразмерности, заслуженности, справедливости, гарантированности, доступности, своевременности и индивидуализации поощрения за труд, а также сочетания материальных и моральных стимулов <4>.
--------------------------------
<2> См.: Рябовол И.М. Поощрения за труд по советскому трудовому праву: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1978. С. 13.
<3> См.: Право и повышение активности рабочих и служащих / Под ред. В.И. Семенкова. Минск, 1983. С. 47; Пятаков А.В. Укрепление трудовой дисциплины. М., 1979. С. 122.
<4> См.: Ухова Л.Д. Правовое регулирование поощрения добросовестного труда по российскому трудовому законодательству: Дис. канд. юрид. наук. Омск, 2006. С. 58 - 65.

Однако перечень вышеуказанных принципов и их содержание в общей теории права и трудовом праве недостаточно соответствуют правовому регулированию наградного дела и его предметной специфике.
Иногда принципы формулируются в региональных законах о наградах <5>. В большинстве своем они повторяются, а при имеющихся различиях в перечнях принципов они дополняют друг друга, ввиду чего могут быть представлены в виде единого списка: 1) единство требований и равенства условий, установленных к порядку награждения, для всех граждан и организаций; 2) открытость, гласность, публичность и общедоступность; 3) объективность; 4) поощрение граждан исключительно за личные заслуги и достижения; 5) поощрения за действительные заслуги и достижения; 6) отсутствие судимости у награждаемых лиц; 7) запрет дискриминации в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, образования, имущественного, должностного и социального положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, иных обстоятельств; 8) разграничение полномочий органов власти в области наград на основе соблюдения принципа разделения властей.
--------------------------------
<5> Статья 2 Закона г. Москвы от 5 сентября 2001 г. N 38 "О наградах и почетных званиях города Москвы" (Ведомости Московской городской Думы. 2001. N 10. Ст. 166), статья 2 Закона Московской области от 22 декабря 2006 г. N 243/2006-ОЗ "О наградах Московской области" (Ежедневные новости. Подмосковье. 2006. 29 дек.; 2007. 25 янв.), статья 4 Закона Архангельской области от 23 сентября 2008 г. N 567-29-ОЗ "О наградах в Архангельской области" и др.

Изредка законами субъектов Российской Федерации устанавливаются и другие принципы наградного дела. Наиболее полно такие нетипичные принципы представлены в наградных законах вновь образованных субъектов Российской Федерации - статье 2 Закона Забайкальского края от 18 февраля 2009 г. N 131-ЗЗК "О наградах в Забайкальском крае" <6> и статье 2 Закона Камчатского края от 11 марта 2008 г. N 18 "О наградах, премиях и стипендиях Камчатского края" <7>: 1) обязательное установление статуса, места каждой из наград в иерархии наград; 2) обязательное установление количественных ограничений на определенные виды награждений путем установления общего предельного годового числа награжденных; 3) недопущение повторного награждения граждан некоторыми видами наград; 4) преемственность наградных систем; 5) сочетание материальных и моральных (престижных) компонентов поощрения.
--------------------------------
<6> Забайкальский рабочий. 2009. 25 февр.
<7> Официальные ведомости. 2008. 27 марта.

Однако и законодательно закрепленные принципы в большинстве своем не удовлетворяют общему понятию о принципе как генеральной идее правового регулирования. Принципы наградного дела - это нормативные положения императивного характера и высокого уровня обобщения, определяющие установление и применение наград. Как основополагающие регулятивные идеи принципы наградного дела выражают специфику наградных общественных отношений и, в свою очередь, обусловливают адекватное и эффективное правовое регулирование наградного дела.
Можно сформулировать десять общих принципов наградного дела, тесно связанных с понятием и функциями награды.
1. Принцип наградной автономии состоит в свободном установлении и применении наград.
Основу наградной автономии частных лиц составляет свобода мысли и слова, гарантированная частью 1 статьи 29 Конституции Российской Федерации, и наградная свобода как свобода в позитивной оценке деяний других лиц производна от названной конституционной свободы мысли и слова. Наградная свобода присуща любым частным лицам: гражданам (физическим лицам) и их объединениям в самом широком смысле этого термина, включающего юридических лиц, незарегистрированные в качестве юридических лиц общественные объединения и религиозные группы, трудовые и учебные коллективы, профессиональные сообщества, органы управления и структурные подразделения всех названных объединений. Собственные награды могут устанавливать и применять буквально все как лично, так и совместно с другими лицами. Наградная автономия может осуществляться частным лицом индивидуально или совместно с другими лицами (в составе объединения) в соответствии с частью 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на объединение.
Наградная автономия публичных образований, их органов и должностных лиц вытекает из государственного суверенитета и самостоятельности местного самоуправления, основанных на народном суверенитете (части 1 и 2 статьи 3, часть 3 статьи 5, часть 1 статьи 4, пункты "г" и "с" статьи 71, статья 73, части 1 и 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации). Наградная автономия публичных образований, их органов и должностных лиц специфицирована их публично-властной природой и в своей реализации приобретает общеобязательный характер властных велений, в содержании которых презюмируется реализация интересов и легитимное представительство российской нации или населения соответствующих территорий.
Никто не вправе умалять наградную автономию или вмешиваться в ее осуществление. Вместе с тем наградная автономия ограничена в той мере, в какой она нарушает свободы, права и законные интересы других лиц. В частности, формы и способы выражения наградной автономии не должны унижать честь и доброе имя других лиц (часть 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации), их достоинство и деловую репутацию (статья 150 Гражданского кодекса Российской Федерации), не могут носить клеветнического или оскорбительного характера (статьи 129 и 130 Уголовного кодекса Российской Федерации). Наградная деятельность по своему содержанию, то есть по существу позитивной оценки поведения других лиц, не должна поощрять деяния, противные основам правопорядка и нравственности, в том числе деяния, разжигающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропагандирующие социальное, расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство (часть 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации).
Наградная автономия носит естественный, абсолютный, неограниченный, личный и неотчуждаемый характер.
В социально-психологическом плане наградная автономия - это естественная способность позитивной оценки социально полезных деяний и потому относится к сфере естественных прав. Она присуща каждому физическому лицу от рождения, а организациям, коллективам, структурным подразделениям, иным объединениям, публичным образованиям, их органам и должностным лицам - в течение всего периода их существования. В силу естественного характера наградной автономии для установления и применения наград не требуется законодательного закрепления наградной свободы частных лиц, ибо она предполагается и как социальный феномен может быть отменена правопорядком только формально и неэффективно. Наградная автономия не может быть ликвидирована как социально-психологическое явление. В равной мере наградная деятельность органов публичной власти не требует особого законодательного разрешения и является легальной даже в отсутствие соответствующих статей и пунктов в положениях об органах публичной власти.
Абсолютный характер означает принадлежность наградной автономии любому лицу: гражданину (физическому лицу), организации, коллективу, структурному подразделению и другому объединению, публичному образованию, его органам и должностным лицам. Установление и применение наград может осуществлять каждый, хотя социальная ценность наград разных институций будет неодинаковой.
Неограниченность наградной автономии - это возможность ее применения к любым лицам, за любые деяния и в любой материальной и процессуальной форме. Этим, в частности, определяется разнообразие учредительных, статутных и описательных норм, категорий награжденных лиц, разновидностей вознаграждаемых деяний, наградных символов и наградных производств.
Наградная автономия связана не с материальными благами, а со свойствами личности, со способностью к оценке социальной активности и в силу этого относится к группе личных прав и свобод. Правопреемство в отношении наградной автономии в буквальном смысле неприменимо, поскольку наградная автономия тесно связана с личностью ее носителя и в отсутствие этой личности не может продолжаться. Наградная автономия прекращается со смертью физического лица, упразднением организации, коллектива, структурного подразделения, иного объединения, публичного образования, его органа или должностного лица. Продолжение наградной деятельности после упразднения институции, установившей награду, проблематично. Оно может иметь только социальные основания (сохранение социальной группы - учредителя награды), но в юридическом отношении продолжатель упраздненной институции (правопродолжатель) будет фиктивным. Правопродолжатель может присвоить себе исключительность упраздненной институции, но не ее атрибутивность, из-за чего награды упраздненной институции по многим параметрам в их применении правопродолжателем будут выглядеть нелепо.
Например, Российская Федерация, объявившая себя продолжателем СССР, фактически не стала применять большинство государственных наград бывшего СССР, сохранив на переходный период лишь немногие государственные награды СССР: 7 орденов (пять из них не применялись) и 8 медалей <8>. Показательно, что звание Героя Советского Союза в этот перечень не вошло, хотя его сохранение де-факто было признано целесообразным и уже Законом Российской Федерации от 20 марта 1992 г. N 2553-1 "Об установлении звания Героя Российской Федерации и учреждении знака особого отличия - медали "Золотая Звезда" <9> было юридически закреплено в новой форме звания Героя Российской Федерации. Привести это звание (награду в устной форме) в соответствие с новой государственной символикой правопродолжателя было явно невозможно (название институции "Советский Союз" было указано в форме награды), поэтому это звание юридически установили вновь. Интересно и другое: государственные награды бывшего СССР, не вошедшие в перечень сохраненных наград, законодательно так никогда и не были отменены Российской Федерацией как продолжателем СССР. С точки зрения наградного дела такой отмены и не требовалось. Правопродолжатель институции с последней не тождествен и ее награды как свои собственные не сохраняет, он может только признать их.
--------------------------------
<8> Указ Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 2 марта 1992 г. N 2424-1 "О государственных наградах Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 12. Ст. 633).
<9> Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 14. Ст. 719.

Неотчуждаемость наградной автономии вытекает из невозможности передачи психических свойств личности и исключает добровольное или принудительное отчуждения наградной автономии в пользу иных лиц. Это, впрочем, не препятствует тому, чтобы наделять отдельными наградными правами (полномочиями) третьих лиц. Однако делегирование наградных прав (полномочий) невозможно в основном и первичном моменте наградной деятельности, а именно в издании учредительной нормы, в установлении награды как таковой: в определении названия и формы награды определенной институции, институции и учредителя награды, а также места этой награды в наградной системе.
2. Принцип атрибутивности наград вытекает из неотчуждаемости наградной автономии и означает неразрывность связи наград с учредившей их институцией и представляемой ею социальной группой. Недопустимо присвоение права на установление и применение наград чужим именем.
Награда относится к социальной символике, наряду с флагом, гербом, гимном и прочими атрибутами социальной власти и социальной организации. В юридическом плане награда является продуктом интеллектуальной деятельности и относится к объектам интеллектуальной собственности как средство индивидуализации институции и представляемой ею социальной группы.
Награды должны устанавливаться и применяться только под собственным именем. В противном случае имеет место присвоение социальной власти, а награды, установленные или применяемые чужим именем, становятся подложными и нарушают наградную автономию оригинальной институции.
3. Принцип исключительности наград связан с неотчуждаемостью наградной автономии и атрибутивностью наград. Он состоит в недопустимости установления и применения наград, сходных до степени смешения с наградами других лиц. В данном пункте награды подчинены общим правилам об объектах интеллектуальной собственности и средствах индивидуализации.
В условиях нестабильности (динамичности) социально-правовой организации общества принцип исключительности подвержен частым посягательствам. Хотя, строго говоря, свести нарушения этого принципа к минимуму можно только в тоталитарном обществе. Тенденция к нарушению исключительности наград определяется тем, что институция и учредитель награды, как правило, не совпадают.
Институция - это социально-властная (в той или иной мере степени властности) организационная структура, которая считает себя вправе (с той или иной степенью обоснованности) выступать от имени социальной группы - учредителя награды. В общем случае от лица социальной группы могут выступать несколько институций (например, от имени общероссийской литературной общественности присуждается около полусотни общероссийских общественных литературных премий <10>). Это нормально. В социально-юридическом отношении важно лишь то, чтобы институции, выступающие от имени одной и той же социальной группы, отдавали себе отчет в неисключительности своих социально-властных свойств, не отрицали наградной автономии других аналогичных институций и их прав представлять того же учредителя наград (социальную группу), а равно не устанавливали бы наград, сходных до степени смешения с наградами других институций.
--------------------------------
<10> См.: Литературные премии России: Путеводитель / Сост. Р.М. Рубен. М., 2008.

Вновь созданная институция стремится к приращению и укреплению своей социальной власти различными способами, в том числе мимикрией (на действительных целях, коммерческих и некоммерческих, такой мимикрии здесь останавливаться не будем). Мимикрирующая институция может учредить награду, сходную по наименованию с наградами ранее утвердившихся институций того же учредителя. Совокупность трех условий, а именно: 1) тождественного учредителя; 2) институций, имеющих сходные наименования; 3) сходных по наименованию наград - позволяет создать сходные до степени смешения наградные символы (включая наградные документы). Наградные символы составляют сердцевину наградного дела, поскольку аккумулируют в себе весь потенциал репрезентативности. Поэтому оценивать соблюдение принципа исключительности необходимо не только по форме и названию награды, но и по совокупности всех включаемых в эту награду наградных символов.
Наиболее распространенные механизмы нарушения принципа исключительности можно продемонстрировать следующими примерами.
Общероссийская общественная организация "Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка" и учрежденная этой Академией автономная некоммерческая организация "Национальный комитет общественных наград" установили и применяли общественную награду - орден "Великая Победа". Награжденным лицам вручались знак ордена и грамота <11>, причем аверс знака ордена по композиции элементов, а также художественному исполнению идентичен советскому ордену "Победа", за исключением изображения и одного слова на центральном медальоне и использованных при изготовлении знака ордена материалов. В решении Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. по делу N ГКПИ08-1945/2008 <12> установлено, что орден "Великая Победа" имеет с орденом "Победа" сходство по названию, внешнему виду либо конструкции. Учреждение ордена "Великая Победа" было признано незаконным.
--------------------------------
<11> См.: Шишков С.С., Смирнов Ю.А. Награды современной России. 1991 - 2006: Справочник в 2-х т. Т. 2. М., 2006. С. 474 - 475.
<12> Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации. Электронный ресурс: http://vsrf.ru/stor_text.php?id=20870545.

Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного учредил премию Андрея Первозванного. Лауреату премии вручаются диплом, лента, звезда и знак <13>. Диплом не представляет особого интереса, зато лента, звезда и знак практически идентичны плечевой ленте, звезде и знаку ордена Святого апостола Андрея Первозванного - государственной награды Российской Федерации.
--------------------------------
<13> См.: Шишков С.С., Смирнов Ю.А. Награды современной России. 1991 - 2006: Справочник в 2-х т. Т. 2. М., 2006. С. 494 - 495.

И третий пример, самое грубое нарушение принципа исключительности, - это уголовно наказуемые подделка официального наградного документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, а также использование заведомо подложного наградного документа (статья 327 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, нарушение принципа исключительности возможно не только воспроизведением формы и названия чужой награды, но также изготовлением или иной репродукцией наградных символов, составляющих содержание награды, если в этих символах заключен результат интеллектуальной деятельности. Разумеется, наградные символы наподобие денежной суммы 10 тысяч рублей (премия или стипендия) ничего исключительного не представляют и правовой защите не подлежат.
4. Принцип защищенности наград определяется стремлением к созданию совершенного правового регулирования и состоит в том, что награды как атрибутивный признак институции и представляемой ею социальной группы подлежат социально-правовой защите, в том числе при установлении и применении наград, создании, обращении, использовании, хранении и уничтожении наградных символов (включая наградные документы).
Награды неофициальных институций, наградные символы и наградные документы как объекты исключительных прав и средства индивидуализации охраняются нормами гражданского и уголовного права от их присвоения и неправомерного использования третьими лицами. Гражданское, уголовное и административное право охраняют также право собственности и другие вещные права на наградные символы (включая наградные документы). Кроме того, гражданское и уголовное право охраняют неофициальные награды от противоправных посягательств, в которых действия в отношении наград и наградных символов (включая наградные документы) являются способом нарушения доброго имени, чести, достоинства и деловой репутации.
Награды официальных институций нередко охраняются, кроме того, особыми нормами уголовного и административного права (например, статьями 324 и 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьей 17.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях).
5. Принцип гарантированности статуса награжденных проистекает из социально-юридических свойств наград и состоит в том, что награждение должно сопровождаться повышением социально-правового статуса награжденного лица. Награжденное лицо после принятия награды приобретает комплекс гарантий, которые подобают его повышенному статусу.
Гарантированность издревле сопровождает награждение. Например, в Древних Афинах эвергеты (иностранцы, получившие звание "благодетеля" за заслуги перед афинским полисом) и олимпионики (победители Олимпийских игр) получали не только награду (звание "благодетеля" или лавровый венок), но и гарантии, в числе которых известны "пританея", бесплатное содержание в Пританее на общественный счет, и "ателия", освобождение от литургий (общественных повинностей) <14>.
--------------------------------
<14> См.: Аристотель. Афинская полития. 24, 3; Афиней. Пир мудрецов. VI, 32f; Демосфен. Против Лептина об ателии. 54, 60, 141; Демосфен. О преступном посольстве. 330; Менандр. Парасит. 20; Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб., 1998. С. 189.

В советское время, например, в соответствии с пунктами 9 - 16 Общего положения об орденах Союза ССР <15> награжденные орденами Союза ССР получали за счет общесоюзного бюджета ежемесячные денежные выплаты, пользовались лично правом бесплатного проезда по железнодорожным и водным путям сообщения один раз в год и правом бесплатного проезда в трамвае, имели право на сокращение стажа работы или службы для получения пенсии по инвалидности, за выслугу лет и по другим основаниям на одну треть, получали освобождения по подоходному налогу и сбору на нужды жилищного и культурно-бытового строительства, скидку по оплате жилой площади, а также гарантии льготного порядка оплаты жилой площади и пенсионного обеспечения членам семьи на случай смерти награжденного.
--------------------------------
<15> Утв. Постановлением ЦИК СССР N 56, СНК СССР N 812 от 7 мая 1936 г. "Об утверждении Общего положения об орденах Союза ССР в новой редакции" (Собрание законов. 1936. N 24. Ст. 220а).

В Российской Федерации предусмотрены гарантии некоторым категориям награжденных лиц в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" <16>, Федеральным законом от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" <17> и Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" <18>. Законодательством Российской Федерации предусматриваются гарантии также для лиц, награжденных федеральными отраслевыми и ведомственными наградами.
--------------------------------
<16> Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 7. Ст. 247.
<17> Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 3. Ст. 349.
<18> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 10. Ст. 964.

Гарантии награжденным лицам, причем не только по региональным, но также по федеральным и даже международным наградам, предусматриваются и в законодательстве субъектов Российской Федерации. Например, Закон Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 г. N 24-З "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан за особые заслуги перед Республикой Марий Эл" <19> предусматривает дополнительное материальное обеспечение за особые заслуги перед Республикой Марий Эл гражданам, награжденным орденом Российской Федерации (СССР, РСФСР), Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, почетным званием Российской Федерации (СССР, РСФСР), государственной наградой (наградами) Республики Марий Эл (МАССР, МССР), призерам Олимпийских игр, спортсменам, имеющим звание чемпионов мира, Европы по олимпийским видам спорта.
--------------------------------
<19> Собрание законодательства Республики Марий Эл. 2001. N 10. Ст. 386.

Следует отметить, что гарантии высокого статуса могут носить не только материальный характер. Награжденным может предоставляться право внеочередного приема должностными лицами органов публичной власти, право посещения официальных мероприятий или участия в публичных мероприятиях в официальном порядке.
Гарантированность - это проявление особенности социальной роли награжденного лица. Поэтому гарантии в юридической или неправовой форме как способ коммуникации обязательно сопровождают наградное дело, наряду с наградными символами как средствами репрезентации.
Вариантом гарантированности выступает требование сочетания морального и материального в награждении. Однако это требование, хотя оно и получило широкую известность, сформулировано неверно. В награждении моральное и материальное могут и не сочетаться. Вообще нет такого сочетания в наградах, имеющих устную форму: в наградном звании, в благодарности, в присвоении организации (коллективу) имени выдающегося деятеля или названия знаменательного события, в присвоении имени выдающегося деятеля объекту или мероприятию. Сочетание морального и материального достигается, если его не ограничивать содержанием награды, а расширить за счет гарантий, предоставляемых награжденному лицу. Тогда награда и гарантии в совокупности будут иметь и моральное, и материальное выражение.
6. Принцип стабильности связан с онтологией социальной группы (учредителя награды) и заключает в себе недопустимость резких изменений в наградном деле. Кардинальные реформы наградного дела разрушают сложившиеся социальные ориентиры, ценности, связи и роли. Такого рода потрясения в наградном деле обычно происходят в поворотные моменты истории социальных групп и являются не причиной, а следствием разрыва и краха ранее сложившихся общественных отношений. Скажем, Советское государство в 1917 - 1918 годах пресекло наградное дело императорской России и фактически продолжившего его наградного дела Временного правительства, а Российская Федерация в 1992 - 1994 годах в значительной части отказалась от советского наградного дела.
Вариантами проявления принципа стабильности являются преемственность и традиционность. В этих аспектах принцип стабильности получает иногда письменное закрепление с той или иной степенью определенности (например, в статье 2 Закона Забайкальского края от 18 февраля 2009 года N 131-ЗЗК "О наградах в Забайкальском крае").
Впрочем, преемственность в наградном деле имеет очень тонкие грани, оно возможно, если изменения в учредителе награды (социальной группе) и властной институции были несущественны и при этом не нарушают таких принципов наградного дела, как наградная автономия, атрибутивность и исключительность наград. Реорганизация нередко исключает правопреемство по ранее установленным наградам для всех организационных структур - правопреемников.
В этом отношении интересно еще раз оценить правопреемство Российской Федерации в отношении наград СССР. Российская Федерация является правопреемником РСФСР, но объявила себя также в качестве государства - продолжателя СССР. Не правопреемство, а именно продолжение Российской Федерацией Союза ССР как государства явилось юридическим основанием для сохранения Российской Федерацией государственных наград бывшего СССР в своей наградной системе, а также для распространения на них правил действующего наградного производства, прав, обязанностей и гарантий награжденных лиц. На этом основании Российская Федерация производит вручение государственных наград СССР и удостоверений к ним согласно ранее состоявшимся актам о награждении, выдачу дубликатов и муляжей государственных наград СССР и дубликатов документов к ним, изъятие государственных наград СССР из незаконного владения, лишение государственных наград СССР в случае осуждения награжденных лиц, восстановление реабилитированных лиц в правах на государственные награды СССР.
Принцип стабильности имеет несколько основных проявлений, которые формулируются в довольно простых правилах:
а) стабильность наградного дела допускает установление новых наград в случае, когда применение существующих наград не позволяет достичь целей награждения ввиду отсутствия подходящих наград для определенного рода заслуг или категорий заслуженных лиц, ввиду обесценения имеющихся наград или по иным причинам.
Это правило в российском наградном праве впервые получило письменное закрепление совсем недавно. В пункте 71 Положения о государственных наградах Российской Федерации <20> предусмотрено, что при принятии решения об учреждении новой государственной награды Комиссия при Президенте Российской Федерации по государственным наградам руководствуется, в частности, следующим основополагающим принципом: новая государственная награда может быть учреждена только в случае невозможности поощрения граждан за указанные заслуги действующими государственными наградами;
--------------------------------
<20> Утв. Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 37. Ст. 4643).

б) при установлении наград путем их восстановления или признания учредительная, статутная и описательная нормы должны в значительной мере сохраняться.
Например, при установлении в 1924 г. общесоюзного ордена "Красное Знамя" <21> общесоюзные учредительная, статутная и описательная наградные нормы несущественно отличались от аналогичных норм, установленных властями РСФСР в 1918 г. в отношении республиканского ордена "Красное Знамя" РСФСР <22>. СССР хотя и не был правопреемником РСФСР, но фактически РСФСР, бывшая партийным центром, как государство расширила свои границы, приняв в себя де-юре Белоруссию, Украину и Закавказье и создав на своей организационной и кадровой базе общесоюзную надстройку. Таким образом, властная институция и социальная группа (учредитель награды) изменились незначительно. Заслуги и категории награждаемых лиц, а также внешний вид ордена также не претерпели особых изменений. Интересно, что имевшиеся запасы знаков ордена "Красное Знамя" РСФСР продолжали расходоваться уже властями СССР, а новое подробное описание и знаки общесоюзного ордена до 1932 г. (восемь лет!) даже не создавались. В новом исполнении, со словами "СССР" вместо "РСФСР", знак ордена был вручен впервые только в 1933 г., несмотря на отмену ордена "Красное Знамя" РСФСР еще 1 августа 1924 г.
--------------------------------
<21> Постановление Президиума ЦИК СССР от 1 августа 1924 г. "Об ордене "Красное Знамя" (Собрание законов СССР. 1924. N 4. Ст. 48).
<22> Декрет о знаках отличия, принятый ВЦИК 16 сентября 1918 г. (Собрание узаконений РСФСР. 1918. N 69. Ст. 742).

Другой пример, касающийся действия принципа стабильности, предоставляет орден Александра Невского. Орден святого благоверного великого князя Александра Невского был учрежден с неопределенным статутом (за любые военные и гражданские заслуги) в 1725 г. Советскими властями в 1917 г. этот орден был упразднен, как и прочие символы старого режима. В 1942 г. Советским Союзом был установлен с совершенно иным описанием орден Александра Невского для награждения командиров Красной армии, проявивших в боях за Родину в Отечественной войне личную отвагу, мужество и храбрость и умелым командованием обеспечившие успешные действия своих частей <23>. Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 2 марта 1992 г. было постановлено сохранить в системе наград Российской Федерации орден Александра Невского до принятия Закона Российской Федерации о государственных наградах. В Положении о государственных наградах Российской Федерации (в редакции от 1 июня 1995 г.) <24> эта норма была воспроизведена без уточнения ее временного характера, но с указанием на военный характер заслуг, подобающих этому ордену. В 2008 г. статутная норма ордена была скорректирована указанием на то, что награждение им производится за подвиги и отличия не только в боях по защите Отечества при нападении на Российскую Федерацию внешнего противника, но также в боевых действиях на территории других государств при поддержании или восстановлении международного мира и безопасности <25>. Однако Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" был утвержден Статут, который не только определил старшинство ордена Александра Невского (на 3-м месте среди орденов, после ордена "За заслуги перед Отечеством"), значительно повысив его статус в сравнении с советским орденом, но и кардинально изменил статутную и описательную нормы. В настоящее время орден Александра Невского предназначен для награждения за гражданские заслуги, а его художественное решение практически идентично внешнему виду императорского ордена.
--------------------------------
<23> Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 г. "Об учреждении военных орденов: ордена Суворова первой, второй и третьей степени, ордена Кутузова первой и второй степени и ордена Александра Невского" (Ведомости Верховного Совета СССР. 1942. N 30).
<24> Утв. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1995 г. N 554 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года N 442 "О государственных наградах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 23. Ст. 2207).
<25> Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 1205 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации о государственных наградах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 33. Ст. 3823).

В пункте 71 действующего Положения о государственных наградах Российской Федерации предусмотрено, что при учреждении новой государственной награды необходимо соблюдение геральдических и исторических традиций государственных наградных систем Российской Федерации, СССР и Российской империи. Эта норма применима и к случаям изменения наградных норм. Однако в случае с орденом Александра Невского данная норма и вообще принцип стабильности наградного дела были существенно нарушены. Без всяких оснований официальными властями было проигнорировано сложившееся с 1942 г. представление об ордене Александра Невского как военном ордене. Вместо этого был произведен "возврат" к императорской описательной норме, прекратившей действие свыше 90 лет назад, и сформулирована совершенно новая статутная норма о гражданских заслугах, не имеющая аналогии ни в универсальной норме императорского ордена, ни в советской норме о военном характере заслуг, соответствующих данному ордену;
в) изменение наименования и формы награды, а равно описания наградных символов может быть лишь незначительным. В противном случае в социальной группе не установится ассоциативная связь между старым и новым видом награды.
Например, в 1988 году орден "Знак Почета" был переименован в орден Почета. Во внешнем виде орденского знака была изменена только нижняя часть аверса: надпись "Знак Почета" была заменена серпом и молотом с лавровыми ветвями по сторонам. Эти изменения были незначительны, и внедрение измененной награды в наградную практику и общественную жизнь было произведено без затруднений;
г) изменение места награды в иерархии наград, а также значительное изменение статута награды допускается только в связи с установлением новых или упразднением существующих наград. Иначе чувства какой-либо из групп награжденных лиц будут задеты: либо лиц, имеющих награду, статус которой был понижен в результате изменений, либо лиц, имевших более высокие награды, статус которых из-за возвеличивания данной награды умален. Кроме того, ранее сложившиеся социальные представления будут в значительной мере влиять на ценность обновленных наград.
Так, звание Героя Советского Союза в СССР было фактически приравнено к высшей государственной награде - ордену Ленина, поскольку награжденному званием Героя вручался также орден Ленина. После распада СССР награждение званием Героя Советского Союза было прекращено. Законом Российской Федерации от 20 марта 1992 г. N 2553-1 "Об установлении звания Героя Российской Федерации и учреждении знака особого отличия - медали "Золотая Звезда" было учреждено новое звание - Героя Российской Федерации. В отсутствие установленного старшинства государственных наград Российской Федерации в 1992 - 1994 гг. это звание де-факто занимало место высшей награды. Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. N 442 "О государственных наградах Российской Федерации" <26> закрепил место этого звания на вершине наградной пирамиды, так как вновь учрежденный орден "За заслуги перед Отечеством" был помещен в перечне наград следом за званием Героя Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1998 г. N 757 "О восстановлении ордена Святого апостола Андрея Первозванного" <27> орден Святого апостола Андрея Первозванного был признан высшей государственной наградой Российской Федерации, что отодвинуло звание Героя Российской Федерации на второе место. А еще через полгода новая редакция Положения о государственных наградах Российской Федерации (от 6 января 1999 г.) <28> отодвинула звание Героя Российской Федерации еще дальше вниз наградной лестницы, расположив его после всех орденов Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" вновь изменил ситуацию и разместил звание Героя Российской Федерации на самой вершине иерархии государственных наград Российской Федерации, даже выше ордена Святого апостола Андрея Первозванного.
--------------------------------
<26> Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. N 10. Ст. 775.
<27> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 27. Ст. 3151.
<28> Утв. Указом Президента Российской Федерации от 6 января 1999 г. N 19 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. N 442 "О государственных наградах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 2. Ст. 269).

Такие скачки в местоположении награды недопустимы. Тем более что с 1994 года орден "За заслуги перед Отечеством" был довольно редкой наградой, а награждение орденом Святого апостола Андрея Первозванного за период 1998 - 2010 годов и вовсе было произведено всего лишь 14 раз, что свидетельствует о социальной ценности этой награды. Количество же награждений званием Героя Российской Федерации многократно больше, и по своей значимости оно явно уступает ордену Святого апостола Андрея Первозванного, награжденные которым имеют мировую известность.
Другой пример недопустимого изменения статута награды предоставляют орден и медаль Жукова. Согласно Статуту ордена Жукова и Положению о медали Жукова (в редакции от 30 декабря 1995 г.) <29> этими орденом и медалью награждались участники Великой Отечественной войны. Фактически эти орден и медаль были юбилейными, награждение медалью Жукова носило массовый характер. Были вручены сотни тысяч экземпляров этой медали, а сама медаль согласно описательной норме и де-факто при изготовлении не имела номера. В соответствии с новыми Статутом и Положением, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации", орденом и медалью Жукова награждаются военнослужащие за современные заслуги. Названные награды были тем самым исключены из разряда юбилейных, в частности, на реверсе медали Жукова появился номер, а ее место стало значительно более высоким - после медали Суворова (на 4-м месте), тогда как ранее она располагалась после медали "50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг." (на 11-м месте).
--------------------------------
<29> Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 г. N 1334 "О внесении изменений и дополнений в Положение о медали Жукова, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1995 г. N 243 "Об утверждении Статута ордена Жукова, Положения о медали Жукова и их описаний".

Проблема состоит в том, что медаль Жукова уже девальвирована. Она была учреждена и фактически применялась в массовом порядке как юбилейная, поэтому ее перевод в разряд "орденских" медалей со значительным повышением ее статуса будет номинальным. Наградной символ, оставшийся неизменным в части аверса (появился только номер на реверсе), не позволяет различить старую и новую медаль Жукова при ношении. Поэтому в обществе она по-прежнему не будет цениться, а произведенные изменения учредительной и статутной норм номинальны, неэффективны и противоречат принципу стабильности наградного дела;
д) применение наград не должно сопровождаться резкими изменениями количественных показателей награждения. Иное приводит либо к быстрой девальвации наград из-за их массового применения, либо к сокращению поощрительного воздействия на социальную группу и разрушением сформированных наградным делом социальных связей. При этом следует учитывать, что в отсутствие квотирования награждений наблюдается тенденция к увеличению их количества за те же периоды времени. Юбилейные и памятные награды здесь, разумеется, не в счет;
е) упразднение наград не должно умалять статуса лиц, ранее удостоенных этих наград, и должно сопровождаться признанием действительности ранее произведенных награждений. Нарушение этого правила приводит к разрушению социальных отношений и дискредитации институции, претендующей на представление соответствующей социальной группы (учредителя награды).
Вопрос о признании действительности ранее состоявшихся награждений иногда прямо регулируется законодательством. Так, при отмене в 1933 г. республиканских орденов и закреплении этой наградной формы исключительно за общесоюзным уровнем государственности пунктом 3 Постановления Президиума ЦИК СССР от 23 апреля 1933 г. "Об орденах Союза ССР и союзных республик и о нагрудных значках" <30> было оговорено, что все ордена союзных республик, выданные центральными исполнительными комитетами союзных республик до издания настоящего Постановления, сохраняют свою силу в пределах утвержденных о них положений. В статье 18 Закона Ярославской области от 6 мая 2010 года N 11-з "О наградах" <31> предусмотрено, что граждане, удостоенные наград Губернатора Ярославской области и (или) наград государственных органов, учрежденных до вступления в силу настоящего Закона, сохраняют статус награжденных соответствующими наградами.
--------------------------------
<30> Собрание законов СССР. 1933. N 26. Ст. 152.
<31> Документ-Регион. 2010. 12 мая.

Следует отметить, что законодательство традиционно содержит пробел в вопросе статуса и использования упраздненных наград. Допустимость именования упраздненных наград в качестве наград тем самым ставится под вопрос. Кроме того, при упразднении наград их описательные нормы отменяются, и становится неурегулированным порядок ношения отмененных наград, включая их расположение совместно с действующими наградами.
Принцип стабильности позволяет разрешить эти пробелы и коллизии. Статус награды определяется наградными нормами, действовавшими во время совершения акта о награждении, постольку, поскольку лишение награды ее статуса, а равно изменение такого статуса прямо не предусмотрены новыми наградными нормами. Вообще же, юридически корректным было бы не упразднение наград (отмена учредительных наградных норм), а юридическое прекращение награждения ими. Это позволяет прекращать награждение, но одновременно сохранять награду как "спящую" в наградной системе (в определенном статусе, с определенными правилами использования) и продолжать действие наградных правоотношений между награжденным и наградившим, включая возможность лишения награды за недостойное поведение.
7. Принцип демонстрации обусловлен особой коммуникативной ролью наград и требует от наград ярких внешних проявлений. Награждение запускает определенные поведенческие механизмы в социальной группе (учредителе награды), а для этого и формы наград, и наградное производство, и другие проявления наградного дела должны обладать презентационными свойствами.
Наградная демонстрация осуществляется по многим направлениям, из которых наиболее значительны следующие:
а) популяризация наградных норм. Информация об установлении и применении наград, о гарантиях награжденных лиц, как правило, подлежит широкой огласке, а нормативные акты о наградах обнародуются. В частности, в социальной группе пропагандируются заслуги награжденных лиц, их имена увековечиваются самыми различными способами: от создания портретных галерей и выпуска биографических изданий до переименования географических объектов;
б) публичность и торжественность наградного производства. Наградное производство ведется с участием общественности, носит формальный и обрядовый характер. Кульминацией наградного производства выступает вручение (сообщение) награды награжденному лицу;
в) наградные символы предназначены для номинирования факта награждения, заслуг и статуса награжденных лиц в процессе социальной коммуникации. Поэтому орденские звезды, знаки, ленты и цепи, наградные медали, кресты и знаки, бланки почетных грамот, благодарственных писем, наградные мемориалы и прочие наградные формы при их ношении, размещении и ином использовании показательно выделяют в социальной среде их обладателя, его заслуги и статус. Даже после смерти награжденного в погребальном обряде принято демонстрировать его награды, а намогильные памятники указывают на самые значительные его награды (например, в виде изображения знаков особого отличия героев или орденских знаков кавалеров);
г) социально-правовой статус награжденных лиц включает права, обязанности и (или) гарантии демонстративного характера. Награжденный вправе, а иногда даже обязан носить или иным подобающим образом использовать свои награды. В числе гарантий награжденного зачастую включается его право участвовать в праздничных, памятных и юбилейных мероприятиях на почетных местах (в первом ряду, президиуме, правительственной ложе, на трибуне и т.д.).
8. Принцип социальной справедливости означает, что наградное дело должно обеспечивать справедливое награждение всех отличившихся лиц и исключать награждение недостойных.
Придерживаясь этого принципа, социально-властная институция должна избегать двух крайностей: недостаточного и излишнего применения наград. Недостаток применения наград, в том числе вследствие отсутствия развитой наградной системы для поощрения различных подвигов и достижений, снижает уровень наградного воздействия на социальную группу и снижает управленческий потенциал достижительной мотивации, присущей отдельным контингентам. Излишек награждений влечет девальвацию наград и в результате - тот же эффект снижения наградного воздействия.
Частными требованиями, реализующими принцип социальной справедливости в наградном деле, являются:
а) обоснованность награждений - применение наград только при наличии заслуг и недопустимость награждения в их отсутствие;
б) равенство в награждении - равные заслуги равных лиц требуют применения равных наград;
в) соразмерность наград воздаваемым заслугам - присуждаемая награда должна соответствовать наличной заслуге, ее территориальному масштабу, степени, сфере, характеру и роду;
г) индивидуализация награждений - учет при решении вопроса о награждении (включая выбор награды) личности (биографии) заслуженного лица, в том числе наличия у него взысканий и наказаний, наград и поощрений, его должностного, социального и имущественного положения, мировоззрения, политических и религиозных убеждений;
д) дифференциация наград - создание наградной системы, включающей различные виды наград (включая подразделение наград на степени) и их расположение по старшинству сообразно разнообразию вознаграждаемых ими заслуг и лиц.
9. Принцип целесообразности - заслуги подлежат награждению только по критерию их социальной полезности для учредителя наград (социальной группы). Награда присуждается за наличие в деянии заслуженного лица полезности особого порядка, существенно важной для социальной группы, связанной с жизненными условиями ее существования, функционирования и развития - такими, какие определяет институция данной социальной группы.
При этом социальная полезность (целесообразность) деяния для социальной группы (учредителя награды) перевешивает его правомерность. Правомерность деяния сама по себе недостаточна для награждения. Более того, в случае, когда деяние неправомерно, его значительная социальная полезность не только исключает наказание (или делает его бессмысленным, бессодержательным, неисполнимым и т.д.), но и дает возможность наградить отличившееся лицо, нарушившее формальное требование закона во благо общества и государства.
Из этой особенности вытекает не только принципиальная важность целесообразности в наградном деле, но и отсутствие в нем принципа законности, понимаемого как строгое и неукоснительное соблюдение закона. Это, разумеется, не означает, что наградные нормы не имеют силы и значения. Как и любые нормы права, они целесообразны и применимы в большинстве случаев. Но возможность отступления от наградных норм, причем не связанная какими-либо заранее оговоренными ограничениями, правилами и процедурами, свидетельствует об отсутствии в наградном деле законности как явления принципиального порядка. Законность в данной сфере полностью подчинена социальной полезности (целесообразности), и только последняя выступает в роли принципа наградного дела.
Целесообразность в наградном деле предполагает ряд сопутствующих ей правил применения наградных норм в тех случаях, когда наблюдается расхождение между наградной нормой и социальной полезностью деяния. Наградное дело должно обеспечивать вознаграждение социально полезной деятельности в порядке аналогии наградного закона и наградного права и тогда, когда отсутствуют прямо применимые к случаю наградные нормы. С другой стороны, формальное соответствие деяния наградной норме не умаляет наградной дискреции и не обязывает предоставлять награду в отсутствие требуемой данным учредителем социальной полезности заслуги.
А. В отсутствие награды (статутной нормы), подходящей для вознаграждения социально полезного деяния, для восполнения образовавшегося пробела в регулировании, в порядке аналогии закона может применяться награда, наиболее близкая деянию по статутной норме.
Во-первых, таковой будет подобающая заслуга без учета наградных цензов гражданства, возраста, образования, социального положения, профессиональной принадлежности, должности, выслуги, межнаградного срока, степенности в награждении и так далее. Например, наградное звание по профессии может в порядке аналогии закона применяться и в отсутствии у лица стажа профессиональной деятельности, требуемого по букве статутной нормы. Далее, за выдающиеся заслуги лицо может быть награждено старшей наградой или наградой более высокой степени, минуя обязательные по букве закона младшие награды или низшие степени награды.
Во-вторых, может применяться награда, более всего подходящая по таким ее основным характеристикам, как территориальный масштаб, степень, сфера или характер заслуги, учитывая при этом наиболее существенное в такой награде. Например, гражданин может быть награжден за спасение людей медалью "За спасение погибавших" даже тогда, когда при совершении деяния спасавший не ставил свою жизнь в опасность, а пожертвовал другими личными интересами: скажем, ради жизни спасаемых людей пренебрег личным имуществом большой стоимости. В статутной норме медали "За спасение погибавших" наиболее существенным является все-таки спасение чужой жизни как высшей правовой и нравственной ценности, признаваемой Российским государством и обществом.
Б. В недостаточно развитых наградных системах, не имеющих подходящих наград, возможно награждение в порядке использования аналогии наградного права. Аналогия наградного права заключена в применении награды, подобающей заслуге, исходя из учредительной наградной нормы. При этом заслуга оценивается только по критерию ее социальной полезности (по степени заслуги), и для этой заслуги подбирается награда, наиболее подходящая по старшинству (значимости) в наградной системе.
В. Кроме аналогии наградного закона и наградного права, принцип целесообразности определяет, наряду с принципом наградной автономии, дискрецию прав (полномочий) при награждении отличившегося лица. Важной составляющей такой дискреции является право не награждать даже в том случае, когда деяние явно формально подпадает под статутную норму (например, при абсолютно определенном статуте). Ни институция, ни общественность не связаны буквой наградного закона и руководствуются, прежде всего, социальной полезностью совершенного деяния. Ни награждающий, ни общественность не обязаны слепо следовать наградной норме, а вправе самостоятельно давать социальную оценку деянию. Таково их право, и деятель не имеет прав требования, касающихся предоставления ему награды по формальным признакам заслуги.
10. Принцип непринудительности означает недопустимость принудительного установления, назначения и получения наград. Основными его проявлениями выступают:
а) недопустимость принуждать институцию к установлению, изменению, отмене и упразднению наград (кроме случаев нарушения принципов атрибутивности и исключительности);
б) недопустимость принуждения награждающего к принятию решения о награждении или об отказе в награждении;
в) недопустимость принуждения общественности (соответствующих участников наградного производства) к выражению мнения относительно деяний и личности награждаемого (награжденного);
г) недопустимость принуждения награжденного к получению награды;
д) недопустимость воспрепятствования наградившему в любое время отозвать награду в связи с недостойным поведением награжденного лица;
е) недопустимость воспрепятствования награжденному в любое время отказаться от ранее полученной награды в связи с недостойным поведением наградившего лица.
Принцип непринудительности вытекает из сущности поощрения, противостоящего принуждению и не допускающего такового ни в какой форме и никаким способом. При этом следует учитывать, что изъятие наградных символов из незаконного владения и пользования, применение юридической ответственности за незаконное изготовление, использование, обращение и уничтожение наградных символов и другие меры принуждения, связанные с наградным делом, не затрагивают его существа, а именно права институции оценивать заслуги и права награжденного получить награду или отказаться от ее получения. Принуждение применяется только в качестве гарантий наградной деятельности и как таковое выходит за рамки собственно наградных правоотношений.
Значение рассмотренных принципов наградного дела состоит в том, что они обладают реальным социально-юридическим действием даже в отсутствие нормативного закрепления. На их основе могут разрешаться вопросы правотворчества и правоприменения. Эти принципы носят межотраслевой характер, поскольку сформулированы в обособленной предметной области, не имеющей привязки к отдельной отрасли права.

Библиография:

1. Гущина Н.А. Поощрительные нормы российского права: теория и законодательная практика. СПб., 2003.
2. Литературные премии России: Путеводитель / Сост. Р.М. Рубен. М., 2008.
3. Право и повышение активности рабочих и служащих / Под ред. В.И. Семенкова. Минск, 1983.
4. Пятаков А.В. Укрепление трудовой дисциплины. М., 1979.
5. Рябовол И.М. Поощрения за труд по советскому трудовому праву: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1978.
6. Ухова Л.Д. Правовое регулирование поощрения добросовестного труда по российскому трудовому законодательству: Дис. канд. юрид. наук. Омск, 2006.
7. Шишков С.С., Смирнов Ю.А. Награды современной России. 1991 - 2006: Справочник в 2-х т. М., 2006.


Статья: Принципы наградного дела (Трофимов Е.В.) ("Право и политика", 2011, N 4)

_________________
Жизнь прекрасна, рефлексы условны, а истина относительна…


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Принципы наградного дела
СообщениеДобавлено: Чт янв 10, 2013 1:28 pm 
Не в сети
Кавалер форумного знака

Зарегистрирован: Пн янв 11, 2010 5:26 pm
Сообщений: 1729
В системе Консультант есть КОММЕНТАРИЙ К ПОЛОЖЕНИЮ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАДАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2010 ГОДА


Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 сентября 2011 года. Автор Винокуров В.А., кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации

_________________
Жизнь прекрасна, рефлексы условны, а истина относительна…


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Принципы наградного дела
СообщениеДобавлено: Вс июн 08, 2014 8:02 pm 
Не в сети
Модератор

Зарегистрирован: Чт апр 08, 2010 7:09 am
Сообщений: 1032
Интересная работа, которая, однако, успукает самую главную проблему российского наградного права - кому принадлежит право награждать государственными наградами.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB