FALERISTIKA.SU

Форум по изучению наград и истории

Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Пт фев 07, 2014 10:55 am 
Не в сети
кавалер форумного знака

Зарегистрирован: Пн янв 11, 2010 6:26 pm
Сообщений: 1770
Гулять так гулять...

Выставлю в полном орбъеме еще одну статью, которая является камнем приткновения в оборпоте культурных ценностей...

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА И ПРЕДМЕТОВ
КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ <*>

К.Е. РЫБАК

--------------------------------
<*> Ry'bak K.E. Taxation of works of art and collector's pieces.

Рыбак К.Е., доктор культурологии, ведущий научный сотрудник ФГБНИУ "Государственный институт искусствознания".

В статье описываются вопросы налогообложения продавцов и покупателей культурных ценностей. Раскрывается налоговая специфика сделок в отношении музейных предметов и музейных коллекций. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в правоприменительной практике.

Ключевые слова: культурные ценности, музейный предмет, произведения искусства, налог на доходы физических лиц.

The article deals with the issues of taxation of sellers and buyers of cultural values; reveals taxation specifics of transactions with regard to museum pieces and museum collections. The conclusions made in the article can be used in law-application practice.

Key words: cultural values, museum pieces, works of art, personal income tax.

Вовлечение культурных ценностей в гражданский оборот, в том числе приобретение их различными юридическими лицами для создания протомузейных форм, диверсификации активов, порождает вопросы о налогообложении произведений искусства и их отражении на балансе юридического лица. Покупателями в договорах купли-продажи культурных ценностей могут быть, в случае:
- индивидуального коллекционирования - физическое лицо, продавцом же выступает физическое либо юридическое лицо;
- коллективного (корпоративного) коллекционирования - покупатель (юридическое лицо), а продавцом также может быть физическое или юридическое лицо. Случаи, когда продавцом является юридическое лицо, нами рассматриваться в этой статье не будут, в силу уже сложившейся практики деятельности антикварных магазинов и других организаций, осуществляющих реализацию культурных ценностей.
Если покупателем выступает физическое лицо, то налог на имущество не платится (для Москвы). Если же покупателем является юридическое лицо, то уплачивается налог на имущество в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 2,2% от стоимости приобретенного имущества.
Культурные ценности не являются амортизируемым имуществом и учитываются, за небольшими исключениями, в качестве основных средств. Исключения составляют случаи, когда приобретенные культурные ценности включены в негосударственную <1> часть Музейного фонда Российской Федерации.
--------------------------------
<1> Оговоримся, что мы описываем приобретение музейных предметов физическими лицами или юридическими лицами - не федеральными учреждениями или учреждениями субъектов Российской Федерации.

Индивидуальное коллекционирование. В отношениях по купле-продаже культурных ценностей выступают две стороны: продавец и покупатель, причем оба являются физическими лицами. Схема и описание уплаты налогов даны ниже.

┌──────────────────────────────┬──────────────────────────────────────────┐
│ Продавец (физическое лицо) │ Покупатель (физическое лицо) │
├──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│ │ │ │ │
│ \│/ │ \│/ │
├──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│Налог на доходы физических лиц│Налог на имущество физических лиц │
│13% от рыночной цены товара │ │
├──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│(п. 4 ст. 228 Налогового │Не платится, так как движимые культурные │
│кодекса Российской Федерации │ценности не относятся к имуществу, │
│(далее - НК РФ)) │являющемуся объектом налогообложения │
│ │согласно Закону Российской Федерации │
│ │от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах │
│ │на имущество физических лиц" │
└──────────────────────────────┴──────────────────────────────────────────┘

Продавец, который не является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, должен уплачивать налог на доходы физических лиц согласно пп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ.
Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой НК РФ "Налог на доходы физических лиц" <2> (ст. 41 НК РФ).
--------------------------------
<2> Доходы определяются также в соответствии с главой "Налог на прибыль организаций" (ст. 41 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы от материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Для целей налогообложения в качестве дохода принимается цена товара, указанная сторонами сделки. Пока не установлено обратное <3>, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен (п. 1 ст. 40 НК РФ).
--------------------------------
<3> Налоговые органы при осуществлении контроля над полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
1) между взаимозависимыми лицами;
2) по товарообменным (бартерным) операциям;
3) при совершении внешнеторговых сделок;
4) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени (п. 2 ст. 40 НК РФ).

Сделка - действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)). В отношении культурных ценностей могут совершаться односторонние (дарение) и многосторонние сделки. Например, купля-продажа, мена, аренда. Согласно ст. 161 ГК РФ должны совершаться в письменной форме сделки юридических лиц между собой и гражданами, а также сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в 10 раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от суммы сделки. Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны в случае спора права ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства (п. 1 ст. 162 ГК РФ).
Рыночной ценой товара признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных <4>) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 НК РФ). При определении и признании рыночной цены товара используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары и биржевых котировках (п. 11 ст. 40 НК РФ).
--------------------------------
<4> Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться (п. 6 ст. 40 НК РФ).
Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми (п. 7 ст. 40 НК РФ).

Налоговая ставка устанавливается в размере 13%, если иное не предусмотрено ст. 224 НК РФ. Налоговым периодом признается календарный год (ст. 216 НК РФ).
Исчисление и уплату налога производит физическое лицо (продавец) исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего ему на праве собственности (пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).
Для этих целей продавцом культурных ценностей - физическим лицом представляется налоговая декларация не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом по месту своего учета (п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ).
В случае прекращения выплат по договору купли-продажи до конца налогового периода продавец обязан в пятидневный срок со дня прекращения выплат представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде (п. 3 ст. 229 НК РФ).
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений ст. 228 НК РФ, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228 НК РФ).
Покупатель по общему правилу уплачивает налог на имущество физических лиц.
Под имуществом как объектом налогообложения понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ (п. 2 ст. 38 НК РФ).
В соответствии со ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Вещи разделяются на недвижимые и движимые. Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе (п. 2 ст. 130 ГК РФ). Эти случаи касаются культурных ценностей, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.
В системе налогов и сборов в России установлен местный налог - налог на имущество физических лиц (ст. 15 НК РФ). Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ <5> и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территории этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ.
--------------------------------
<5> В разд. X НК РФ имеется глава, посвященная земельному налогу. Глава в разд. X, в которой бы описывались налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база и порядок ее исчисления в отношении налога на имущество физических лиц, налоговая ставка, отсутствует.

Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1) установлено, что плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (ч. 1 ст. 1).
Объектом налогообложения признаются жилые дома, квартиры, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (ст. 2 Закона N 2003-1).
Законом г. Москвы от 23 октября 2002 г. N 47 "О ставках налога на имущество физических лиц" определены размеры ставок налога на строения, помещения и сооружения, принадлежащие гражданам на праве собственности, подлежащего уплате в бюджет в соответствии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, движимые культурные ценности не являются объектами налогообложения в соответствии с Законом Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц".
Следует отметить, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) такой вид дохода физического лица, как доход в денежной или натуральной форме, полученный от физического лица в порядке дарения, за исключением дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено п. 18.1 ст. 217 НК РФ. При этом доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель или одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ (абз. 2 п. 18.1 ст. 217 НК РФ).
Коллективное коллекционирование. В этом случае в качестве покупателя выступает юридическое лицо. Схема представлена ниже.

┌──────────────────────────────┬──────────────────────────────────────────┐
│ Продавец (физическое лицо) │ Покупатель (физическое лицо) │
├──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│ │ │ │ │
│ \│/ │ \│/ │
├──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│Налог на доходы физических лиц│Налог на имущество юридических лиц │
│13% от рыночной цены товара │ │
├──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│ │Платится не более 2,2% (п. 1 ст. 380 НК │
│ │РФ) либо не платится, если культурные │
│ │ценности являются музейными предметами, │
│ │включенными в состав Музейного фонда │
│ │Российской Федерации │
└──────────────────────────────┴──────────────────────────────────────────┘

Продавец. Исчисление и уплата налога осуществляется продавцом, исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего ему на праве собственности (пп. 2 ч. 1 ст. 228 НК РФ).
Уплата налога за счет средств покупателя не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающий налог покупатель принимает на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц (п. 9 ст. 226 НК РФ).
Покупатель. Налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (п. 1 ст. 372 НК РФ). Налогоплательщиками признаются российские организации <6>, а также иностранные организации с учетом требований, определенных в п. 1 ст. 372 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
--------------------------------
<6> Полагаем, что к числу организаций относятся и федеральные органы исполнительной власти. Этот вывод делается из того, что не признается объектами налогообложения имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации (пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Приобретенные культурные ценности учитываются в бухгалтерском учете в качестве основных средств <7> (счет 01), за исключением ценностей, которые включены в состав Музейного фонда Российской Федерации.
--------------------------------
<7> Есть ряд исключений. Например, применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций (п. 2 ст. 346.11). Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 15 млн. руб. (это число подлежит индексации на коэффициент-дефлятор) (п. 1, 2 ст. 346.12 НК РФ).

При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утверждено Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н).
В отношении культурных ценностей эти условия могут не соблюдаться.
Естество объектов коллекционирования допускает их использование в производстве продукции, например, изготовление сувенирных изделий с изображениями объектов коллекционирования. Более того, музеи оказывают возмездные услуги населению, публично представляя музейные предметы публике. Но это наблюдается не всегда: объекты коллекционирования не используются в процессе производства, а являются активом, в который вкладываются средства. В этой связи они схожи с финансовыми вложениями (вклады, займы, депозитные вклады и проч.), однако таковыми не являются <8>.
--------------------------------
<8> В соответствии с п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденному Приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. N 126н, к финансовым вложениям организации не относятся активы, имеющие материально-вещественную форму, такие как основные средства, материально-производственные запасы. Отдельно отмечается, что к числу финансовых вложений не относятся драгоценные камни, ювелирные изделия, произведения искусства и иные аналогичные ценности, приобретенные не для осуществления обычных видов деятельности.

Согласно Постановлению ФАС Волго-Вятского округа от 25 июля 2006 г. по делу N А79-11727/2005 в целях налогообложения налогом на имущество организаций к основным средствам может быть отнесено имущество, которое фактически, а не предположительно, используется в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг или для управленческих нужд организаций <9>.
--------------------------------
<9> См.: Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 9 октября 2006 г. N Ф04-6548/2006(27121-А46-35) по делу N 11-2031/05, от 9 марта 2006 г. N Ф04-888/2006(20320-А46-37).

Учитывая изложенное, полагаем, что культурные ценности не отражаются на балансе в качестве основных средств, и в отношении их не уплачивается налог на имущество, если соблюдается одно из условий:
1) культурные ценности находятся в пользовании (договорное право) юридического лица (учитываются на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства" либо иных счетах, введенных юридическим лицом, отраженных в учетной политике);
2) культурные ценности приняты на комиссию (учитываются на забалансовом счете 004 "Товары, принятые на комиссию");
3) культурные ценности являются музейными предметами и включены в состав государственной или негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации (не учитываются в бухгалтерском учете).
Наряду с музейными предметами и коллекциями, включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации, освобождение от налогообложения, согласно п. 5 ст. 381 НК РФ, установлено для организаций в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Однако в этом случае памятники истории и культуры учитываются на балансе в качестве основных средств.
Налоговая база в отношении налога на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2% (п. 1 ст. 380 НК РФ).
В пп. 6 п. 2 ст. 256 НК РФ установлено, что не подлежит амортизации такой вид амортизируемого имущества, как произведения искусства. Термин "произведения искусства" не раскрывается в тексте НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. В законодательстве о культуре термин "произведения искусства" также не раскрывается. Следует признать, что класс "культурные ценности" шире, нежели "произведения искусства", но последний класс уже подкласса "музейные предметы", что дает право утверждать, что элементы класса "культурные ценности", не относящиеся к подклассу "произведения искусства", подлежат амортизации.
Сказанное выше отражает наше понимание проблемы, допускаем, что правоприменительная практика совокупно с позицией Минфина России может по-иному интерпретировать описанные выше вопросы.

_________________
Жизнь прекрасна, рефлексы условны, а истина относительна…


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.199s | 13 Queries | GZIP : Off ]