FALERISTIKA.SU

Форум по изучению наград и истории

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Пт фев 07, 2014 9:35 am 
Не в сети
Кавалер форумного знака

Зарегистрирован: Пн янв 11, 2010 5:26 pm
Сообщений: 1728
Предложу вниманию следующую статью, возможно информация позволит разрешить "проблемные" вопросы...

[b]ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
В РАМКАХ АДМИНИСТРАТИВНОГО И УГОЛОВНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА
[/b]
И.В. ЗЛОТНИКОВА, С.Е. БОГАТЫРЕВ

Злотникова И.В., эксперт Росохранкультуры по культурным ценностям, директор ООО "ART-экспертиза" (г. Брянск).

Богатырев С.Е., врио руководителя Управления Росохранкультуры по Центральному федеральному округу, эксперт Росохранкультуры по культурным ценностям (г. Москва).

В своей повседневной практике экспертам-искусствоведам нередко приходится сталкиваться с производством экспертиз по запросам таможенных органов, органов внутренних дел и прокуратуры, Федеральной службы безопасности. Подобного рода экспертизы обладают своими юридическими особенностями, без знания которых проведенная экспертиза может оказаться неправомочной. Целью данного сообщения является раскрытие правовых основ историко-искусствоведческой экспертизы с точки зрения административного и уголовного права.
Искусствоведческая или историко-искусствоведческая судебная экспертиза назначается, как правило, в ходе административного или уголовного расследования, связанного с хищением или незаконным перемещением культурных ценностей. Подобные экспертизы назначаются таможенными органами (в случае незаконного перемещения культурных ценностей через границу РФ), ФСБ и органами внутренних дел (различные виды хищения и незаконного оборота культурных ценностей), прокуратурой (при посягательстве на здоровье и жизнь человека в связи с культурными ценностями).
Культурные ценности - имущественные ценности религиозного или светского характера, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение: произведения искусства, книги, рукописи, инкунабулы, архивные материалы, составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников, а также памятников монументального искусства и другие категории предметов.
Объектом историко-искусствоведческой экспертизы в целом, как правило, чаще всего являются произведения культуры и искусства, предметы антиквариата, категории которых перечислены в статье 7 Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей". В их число входят:
а) исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки, искусства и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей, государственных, политических и общественных деятелей;
б) предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
в) художественные ценности, в том числе:
- картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;
- оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
- художественно оформленные предметы культового назначения, в том числе иконы и церковная утварь;
- гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе изделия традиционных народных промыслов и другие художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и прочих материалов;
г) составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
д) редкие рукописи и документальные памятники, в том числе инкунабулы и другие издания, представляющие особый исторический, художественный, научный и культурный интерес;
е) архивы, включая фоно- и фотоархивы и другие архивные материалы;
ж) уникальные и редкие музыкальные инструменты;
з) старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
и) редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;
к) другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры <1>.
--------------------------------
<1> Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей". Ст. 7.

Указом Президента РФ от 30 мая 1994 г. N 1108 "О реализации предметов антиквариата и создании специального уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей" был введен термин "антиквариат", под которым понимаются культурные ценности, созданные более 50 лет назад <2>. В настоящее время данный Указ Президента утратил силу. В связи с этим понятие "антиквариат" более законодательно не закреплялось <3>.
--------------------------------
<2> Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 г. N 1108 "О реализации предметов антиквариата и создании специального уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей". П. 5.
<3> Указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 2002 г. N 184 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности и признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 г. N 1108" (с изм. согл. Указам Президента РФ от 06.06.2002 N 562, от 08.06.2004 N 728).

При проведении уголовного и административного расследования, связанного с незаконным посягательством на культурные ценности, назначается судебная экспертиза.
Судебная экспертиза - процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом, судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу <4>.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" с изменениями, внесенными Федеральным законом N 214-ФЗ от 24 июля 2007 г.

Существует несколько классов судебной экспертизы, 12-й класс из которых занимают искусствоведческие экспертизы.
Искусствоведческая или, правильнее будет назвать ее, историко-искусствоведческая экспертиза - это экспертиза, в ходе которой эксперт атрибутирует предмет (название, авторство, место изготовления), датирует его, определяет подлинность, а также историческую, художественную, культурную или иную ценность, определяет стоимость предмета.
Объектами конкретной искусствоведческой экспертизы выступают предметы, изделия и тексты, имеющие историческую, культурную или художественную ценность <5>. То есть это предметы живописи (картины, рисунки, иконы и т.п.), скульптуры, произведения декоративно-прикладного (фарфор, фаянс и т.д.) и ювелирного искусства, антикварное оружие, мебель, одежда, предметы нумизматики, фалеристики, бонистики, филокартии, филателии, антикварные книги, рукописи, музыкальные инструменты и т.д.
--------------------------------
<5> Москвина Т.П., Смирнов А.А., Хазиев Ш.Н. Судебная историко-искусствоведческая экспертиза // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2004. N 9.

Так как в процессе экспертизы исследуются не только предметы, изучаемые искусствоведением, но и другими отраслями исторического знания, то правомернее закрепить за данным видом экспертиз название "историко-искусствоведческие".
Досудебная экспертиза назначается до возбуждения уголовного дела. Как правило, ее объектами являются чаще всего государственные награды СССР, РСФСР, РФ, и целью экспертизы является определение их культурной ценности.
Судебная экспертиза, в том числе и историко-искусствоведческая, проводится на разных стадиях уголовного процесса. Она может проводиться в ходе предварительного расследования, т.е. дознания или предварительного следствия <6>, либо в ходе судебного следствия <7>.
--------------------------------
<6> Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 N 174-ФЗ (УПК РФ). Ст. 195.
<7> УПК РФ. Ст. 283.

В рамках уголовного расследования посягательств на культурные ценности (кража, хищение, незаконный оборот и т.д.) могут назначить первичную, дополнительную, повторную, комплексную или комиссионную историко-искусствоведческую экспертизу.
Первичная - впервые проводимая экспертиза, если на досудебном этапе вещественные и иные доказательства экспертному исследованию не подвергались.
Дополнительная - экспертиза, которую назначают в случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта. К производству такой экспертизы может быть привлечен новый эксперт, а может быть поручено тому же эксперту.
Повторная экспертиза назначается в случае наличия сомнений в правильности или обоснованности экспертного заключения, в случае существования противоречий между несколькими экспертными заключениями, суд вправе назначить повторную экспертизу, производство которой поручается другому эксперту или группе экспертов.
Комплексная экспертиза назначается судом, если для установления обстоятельств, имеющих значение для данного дела, в случае, когда необходимо одновременное проведение исследований с использованием различных областей знания или использованием различных научных направлений в пределах одной области знания, поручается нескольким экспертам, которые впоследствии формулируют общий вывод на основании проведенных исследований. Если есть специалисты, не согласные с общими выводами, то они подписывают только свою исследовательскую часть заключения.
Комиссионная экспертиза отличается от комплексной тем, что эксперты, проводящие исследования, являются специалистами в одной и той же области знаний, по результатам проведенных исследований они совещаются и формулируют общее заключение <8>.
--------------------------------
<8> УПК РФ. Ст. ст. 195, 200, 201, 207.

Эксперт. Проведение экспертизы осуществляется государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями, назначенными в порядке, установленном законодательством, для производства судебной экспертизы и дачи заключения <9>.
--------------------------------
<9> УПК РФ. Ст. 195, ч. 2. Ст. 57, ч. 1.

При проведении экспертизы необходимо четко разграничивать понятия "эксперт" и "специалист". Последнее относится к числу узкоспециальных и подразумевает "лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном настоящим Кодексом, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию" <10>.
--------------------------------
<10> УПК РФ. Ст. 58, ч. 1.

Если эксперт дает в своем заключении только искусствоведческую (или какую-либо иную отдельно взятую) характеристику предмета, в этом случае его выводы не попадают под категорию "Экспертное заключение" и являются "Выводами специалиста". Эксперт обязан всесторонне исследовать предмет, дать его полную характеристику и сделать на основе своего исследования комплексные выводы.
Основанием для проведения историко-искусствоведческой экспертизы в рамках административного расследования служит "Определение / Отношение о назначении экспертизы". Кроме поставленных вопросов, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения <11>.
--------------------------------
<11> Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ. Ст. 26.4, ч. 2, ст. 28.7.

Положительный ответ эксперта о принадлежности исследуемого объекта к культурным ценностям является основанием для возбуждения уголовного дела, отрицательный - основанием для прекращения административного расследования.
Основанием для проведения историко-искусствоведческой экспертизы в рамках уголовного расследования служит "Постановление о назначении экспертизы".
Сроки проведения экспертизы по административным делам не регламентированы Кодексом об административных правонарушениях. Однако согласно КоАП РФ "срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении" <12>, следовательно, и проведение экспертизы в рамках административного расследования не может превышать один месяц.
--------------------------------
<12> КоАП РФ. П. 5 ст. 28.7.

Таможенные и правоохранительные органы при назначении досудебной экспертизы руководствуются статьями Уголовно-процессуального кодекса, по которым дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять решение по любому совершенному преступлению в срок не позднее трех суток со дня поступления, сообщения о преступлении. Согласно ст. ст. 144 - 145 УПК по материалам проверок срок составляет до 10 суток.
При необходимости данный срок может быть продлен по ходатайству следователя до 10 суток, в случае необходимости - до 30 суток <13>. На практике срок досудебной историко-искусствоведческой экспертизы обычно колеблется от 3 до 10 календарных суток. В исключительных случаях, например при большом количестве исследуемых предметов или наличии предметов повышенной сложности, он продлевается до 30 суток.
--------------------------------
<13> УПК РФ. Ст. 144, п. п. 1, 3.

Срок проведения экспертизы в рамках Таможенного кодекса таможенного союза составляет 20 рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом материалов к производству, он может быть продлен по ходатайству эксперта <14>.
--------------------------------
<14> Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. (с изменениями и дополнениями). Ст. 139, п. п. 1 - 3.

Сроки проведения экспертизы по уголовным делам составляют до 30 дней. В особых случаях, при необходимости проведения дополнительных технико-технологических исследований, срок может быть продлен еще на 30 дней.
Основными вопросами, которые ставятся перед экспертом таможенными органами, являются следующие:
- Относится ли представленный на исследование предмет к числу культурных и исторических ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, согласно Закону РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей"?
- Какова стоимость данного предмета по состоянию на момент совершения деяния?
При ответе на вопросы следует обратить внимание на формулировку первого из них, поскольку он по сути своей содержит два вопроса в одном:
- является ли предмет культурной ценностью;
- действие каких специальных правил распространяется на данный предмет?
Эксперт, проводящий исследование культурных ценностей, вправе ответить только на первую часть вопроса - "является ли предмет культурной ценностью". Вторая составляющая этого вопроса не входит в компетенцию эксперта-искусствоведа. Эксперт вправе давать заключения только в пределах своей компетенции и отказаться (аргументировав отказ в письменной форме) "от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных знаний", при этом он может самостоятельно ответить на вопрос, входящий в его компетенцию, но не отмеченный в сопроводительных документах <15>.
--------------------------------
<15> УПК РФ в ред. Федерального закона от 4 июля 2003 г. N 92-ФЗ. Ст. 57.

Однако на вторую часть вопроса может ответить только эксперт Росохранкультуры по культурным ценностям. Формулировка данного ответа содержит ссылку на Приказ Россвязьохранкультуры N 117: "Данный предмет, обладающий культурной ценностью, может быть вывезен (или не может быть вывезен) за пределы РФ при наличии Свидетельства на право вывоза культурных ценностей и уплаты государственной пошлины".
Именно с этим вопросом часто связано следующее недоразумение. Нередко приходится слышать: если этому предмету более 50 лет, то он является культурной ценностью. Временные рамки, обозначенные в Законе "О вывозе и ввозе культурных ценностей" и Приказе Россвязьохранкультуры N 117, не являются основанием для отнесения исследуемого предмета к культурной ценности.
Вопросы, которые ставятся перед экспертом в ходе уголовного разбирательства, имеют более широкий диапазон и специфику в зависимости от предмета, который поступил на исследование. Однако их можно свести к единому шаблону:
- Чем является данный предмет?
- Когда он был изготовлен?
- Где он был изготовлен?
- Обладает ли предмет культурной или иной ценностью?
- Обладает ли предмет особой культурной или иной ценностью?
- Какова стоимость предмета на момент совершения деяния?
Отличительной особенностью историко-искусствоведческой экспертизы в рамках уголовного дела является наличие вопроса об особой культурной ценности предмета. Связано это с тем, что в УК РФ понятия "культурная ценность" и "особая культурная ценность" четко разграничены и отдельно оговорены в ст. ст. 164, 188 (ч. 2), 190, 243.
"Хищение предметов, имеющих особую ценность" (ст. 164 УК РФ), наказывается более строго - лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет в зависимости от обстоятельств, сопровождающих посягательство на особую культурную ценность <16>. В действующем УК РФ все преступления, посягающие на культурные ценности, отнесены к разряду тяжких, а хищение предметов или документов, имеющих особую ценность, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо неоднократно, либо повлекшие их уничтожение, порчу или разрушение, - к разряду особо тяжких преступлений <17>.
--------------------------------
<16> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ. Особенная часть. Ст. 164.
<17> Щерба С.П. Приданов С.А Преступления, посягающие на культурные ценности, и их квалификация по УК РФ. URL: http://www.lawmix.ru.

Определение особой исторической, научной, художественной или культурной ценности предметов или документов осуществляется на основании экспертного заключения с учетом не только их стоимости в денежном выражении, но и значимости для истории, науки и культуры <18>.
--------------------------------
<18> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. N 7. С. 3. Цитируется по: Комментарии к ст. 164 УК РФ / Колл. под рук. С.А. Разумова. URL: http://hghltd.yandex.net.

Согласно Постановлению Правительства РФ "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе" организация экспертизы по отнесению объекта культурного наследия федерального значения к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации является прерогативой Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия <19>.
--------------------------------
<19> Постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе". П. 2б.

Одним из спорных моментов в историко-искусствоведческой экспертизе является экспертиза советских орденов и медалей, изготовленных во второй половине XX в. Из-за многомиллионных тиражей юбилейных медалей второй половины XX в. они не обладают исторической и культурной ценностью (за исключением случаев принадлежности наград выдающимся историческим деятелям). При этом необходимо помнить, что данный объект исследования подпадает под категорию "государственные награды СССР, РСФСР, РФ" и регламентируется ст. 17.11 КоАП РФ, ст. 347 УК РФ и Положением о государственных наградах Российской Федерации <20>.
--------------------------------
<20> Положение о государственных наградах Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации".

Для полноценного ответа на поставленные юридическими лицами вопросы необходим визуальный осмотр предмета, в процессе которого изучаются: материал и техники изготовления, клейма (ювелирные изделия, оружие, предметы декоративно-прикладного искусства и быта), пробы (ювелирные изделия), марки (фарфор и фаянс), водяные знаки (книги, предметы бонистики), текстовая составляющая, как то: палеография (иконы, инкунабулы, рукописи, старопечатные книги, сфрагистика), состав и содержание надписей и текстов.
Важнейшей составляющей экспертизы является технико-технологическое исследование, сложность которого зависит от исследуемого предмета. Оно может включать в себя: изучение под микроскопом, в ультрафиолетовом и инфракрасном излучении, рентгенофлуоресцентный анализ состава металлов, рентгенограмма предмета, химический анализ пигментного состава, весовой контроль. Также рассматривается степень сохранности предмета, определяется его культурная значимость. Наблюдения и выводы фиксируются в экспертном заключении.
Отдельной составляющей судебной историко-искусствоведческой экспертизы является определение стоимости предмета, которое осуществляется на основе анализа рыночных цен на антиквариат <21>.
--------------------------------
<21> Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2001 г. N 322 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей".

"Определение стоимости произведений живописи и предметов прикладного искусства должно проводиться... основываясь на изучении множества экономических и иных факторов, в том числе: сведениях об аукционных ценах, спросе на произведения искусства, влияния таможенного законодательства и законодательства об охране культурных ценностей" <22>.
--------------------------------
<22> Информационное письмо Министерства юстиции Российской Федерации, Российского федерального центра судебной экспертизы от 23 июня 2006 г. "О производстве судебно-товароведческих экспертиз в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации при исследовании произведений живописи и предметов прикладного искусства".

Эксперт должен отслеживать ценовую политику по различным видам антиквариата как внутреннего (провинциального и столичного), так и внешнего (результаты антикварных аукционов) антикварного рынка, анализировать динамику цен на отдельные категории антиквариата, а также знать и использовать появившиеся в последние годы авторские методики оценки антиквариата. Среди них можно назвать запатентованный метод М.Ю. и Д.М. Тамойкиных <23>, авторский метод оценки культурных ценностей "Метод Жарова" <24>.
--------------------------------
<23> Тамойкин М.Ю., Тамойкин Д.М. Экспертиза стоимости предмета коллекционирования. Вильнюс, 2005.
<24> URL: http://profaudit.ru.

Особенности оформления экспертного заключения. Основные требования к заключению эксперта содержатся в Уголовно-процессуальном кодексе РФ <25>. Экспертное заключение должно включать в себя.
--------------------------------
<25> УПК РФ. Ст. 204.

1. Данные об эксперте. Содержат Ф.И.О. эксперта, данные об учреждении, в котором он работает, стаж работы и стаж экспертной работы.
2. Указывается основание для проведения экспертизы (постановление, определение, отношение от какого числа, кто направил, на основании какого административного / уголовного дела).
3. Обстоятельства дела, в результате которых произошло посягательство на культурную ценность.
4. Перечисление представленного в распоряжение эксперта. Здесь необходимо отметить документы, являющиеся основанием для экспертизы (постановление и т.п. или его копия), количество полученных предметов, их упаковка, N оттисков печатей и ярлыков обеспечения сохранности.
5. Вопросы, поставленные перед экспертом в формулировке постановления/отношения.
6. Виды исследований. Оборудование.
7. Место проведения экспертизы.
8. Исследовательская часть. В нее входит описание предмета, степень его сохранности.
9. Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта (фотографии, схемы, графики и т.п.), прилагаются к заключению и являются его составной частью.
10. Выводы по поставленным перед экспертом вопросам и их обоснование.
11. К заключению прилагается список используемых законодательных актов, литературы и ссылок на интернет-сайты.
12. Необходимой частью судебной историко-искусствоведческой экспертизы является "Подписка эксперта", которую эксперт может расположить как перед текстом экспертного заключения, так и после него. Без данной "Подписки" в суде экспертиза может быть признана недействительной. Форма подписки едина для всех категорий экспертов: "Права и обязанности эксперта, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, мне разъяснены. Одновременно я предупрежден(-а) об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ. / Подпись".
Допрос эксперта. В случае если необходимо получить разъяснения экспертного заключения, то следователь вправе по собственной инициативе либо по ходатайству других лиц допросить эксперта. Допрос эксперта до представления им заключения не допускается <26>.
--------------------------------
<26> Там же. Ст. 205.

На практике многие эксперты-искусствоведы сталкивались с ситуацией, когда вместо похищенного предмета в материалах уголовного дела имеется его описание со слов потерпевшего или фотография.
Зачастую некомпетентность владельца предмета, неумение описать собственную вещь (что часто происходит при кражах икон в сельской местности), а также плохое качество домашних фотоснимков делают подобного рода экспертизу весьма уязвимой. Защита задержанного подозреваемого чаще всего пытается доказать неподлинность предмета и как следствие отсутствие культурной ценности предмета.
На основании недостаточности данных эксперт вправе отказаться от дачи экспертного заключения, письменно обосновав свой отказ <27>. В этом случае его могут допросить, но уже в качестве свидетеля. Перед ним ставится основной вопрос о стоимости похищенного предмета для выяснения степени нанесенного ущерба.
--------------------------------
<27> УПК РФ в ред. Федерального закона от 4 июля 2003 г. N 92-ФЗ. Ст. 57, п. 6 ч 3.

Отвечая на поставленный вопрос при фактическом отсутствии предмета, эксперт должен постоянно давать ссылку на описание, составленное со слов потерпевшего, указывать на недостаточность или полноту этих сведений. При этом он не может говорить, что "этот предмет оценивается в..." или "этот предмет датируется..." и т.п. При отсутствии самого объекта посягательства необходима обязательная ссылка на атрибутированные аналоги и предполагаемую подлинность, как то: "подобные предметы оцениваются в пределах от и до... в случае их подлинности", "по признакам, указанным в описании потерпевшего, подобные предметы атрибутируются, как... / датируются периодом (или около)... / и т.п. ".
Если при рассмотрении дела в суде судья посчитает, что необходимы дополнения и разъяснения к материалам экспертизы, эксперт может быть вызван и допрошен в суде.
Оплата экспертизы. Историко-искусствоведческая экспертиза проводится на платной основе. Согласно Таможенному кодексу таможенного союза: "Расходы, возникшие у таможенных органов в связи с привлечением специалиста, возмещаются за счет средств лица, в отношении которого или товаров которого проводится таможенный контроль, если в ходе проведения таможенного контроля выявлены нарушения таможенного законодательства таможенного союза. В иных случаях такая оплата услуг осуществляется за счет средств бюджета государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого проводился таможенный контроль" <28>. То же отмечено и в Таможенном кодексе Российской Федерации: "Для проведения экспертизы эксперт привлекается на договорной основе" <29>.
--------------------------------
<28> Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. (с изменениями и дополнениями). Ст. 101, п. 6.
<29> Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями). Ст. 378, п. 2.

_________________
Жизнь прекрасна, рефлексы условны, а истина относительна…


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
СообщениеДобавлено: Пт фев 07, 2014 9:50 am 
Не в сети
Кавалер форумного знака

Зарегистрирован: Пн янв 11, 2010 5:26 pm
Сообщений: 1728
В прошлом году товарищ возвращался из ,,,,,,, и вез приобретенные там значки (Отличники).
На границе, проходя через ЗЕЛЕНЫЙ КОРИДОР был остановлен.
Спросили, что везешь - перечислил и значки. Досмотрели и изъяли, как не заделарированные. Опротестовали, так как были свидетели, подписавшие протокол, как устное декларирование.
Т.к. в таможне подборка приглянулась кому-то из руководства, - возник второй вопрос - стоимости и письменного декларирования, т.е. знаки пытались признать культурной ценностью...
Пришлось делать независимую экспертизу и оспаривать незаконные действия должностных лиц.


ПОСТОЯННО возникают подобные ситуации с почтовыми отправлениями...

_________________
Жизнь прекрасна, рефлексы условны, а истина относительна…


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
СообщениеДобавлено: Пт фев 07, 2014 4:30 pm 
Не в сети
с доступом
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Сб май 14, 2011 8:15 pm
Сообщений: 479
Откуда: Москва
Ысч, добрый вечер!
Спасибо за инфу!


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB